Top.Mail.Ru
Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил

«Звук падения»: рецензия на фильм Маши Шилински, выигравший приз жюри в Каннах

Кадр из фильма «Звук падения»
Кадр из фильма «Звук падения»

4 декабря в России стартует официальный российский прокат картины «Звук падения» — одного из самых ярких участников Каннского кинофестиваля в этом году. Каким получился фильм, обласканный критиками, по мнению нашего главного редактора, рассказываем в рецензии.

О чём фильм и кто его снял?

На бумаге очень трудно рассказать, в чём сюжет данной картины. Официальный синопсис гласит, что это история четырёх поколений, живущих в одном и том же доме, временной охват которого — целый век. Важно понимать, что эта лента не является сюжетноцентричной, а скорее напоминает работы Тарковского и Терренса Малика в перемешку с главным романом в жизни Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». То есть это кино ощущений и чувств, которое за счёт кадра пытается выстроить связующие ориентиры для зрителя, которые будут направлять по ходу его просмотра. Это лента скорее не про историю, а про смыслы, заложенные в каждый кадр.

Кадр из фильма «Звук падения»
Кадр из фильма «Звук падения»

Режиссёром «Звука падения» является Маша Шилински — немецкая режиссёрка, начавшая недавно свой путь в мировом кинематографе. Для неё это вторая работа после дебюта «Дочь», выпущенного в две тысячи семнадцатом году и участвовавшего в Берлинском кинофестивале. «Звук падения» был представлен в мае на Каннском кинофестивале и участвовал в основном конкурсе. После премьеры фильм был обласкан критиками и получил приз жюри.

Каким получился фильм?

Лента пестрит невероятно красивыми кадрами. Надо отдать должное, что Шилински умело обращается с выстраиванием одновременно отталкивающей и притягательной режиссуры. Просто пустые кадры снимать не рекомендуется, поэтому режиссёр туда вплетает идеи тяжёлой женской судьбы, рассуждает о теме насилия и его дальнейшего наследства — как определённые паттерны поведения сказываются на следующем поколении. В этом плане «Звук падения» роднит с маркесовским романом и режиссурой Тарковского. Поэтому и название символизирует в себе потерю опоры — как поколенческие травмы передаются дальше, как внутренний голос не вырывается наружу и замалчивается.

Кадр из фильма «Звук падения»
Кадр из фильма «Звук падения»

Безусловно, одно из главных достоинств фильма является работа со звуком, который резко меняется и срезается, пытаясь взаимодействовать со зрителем. Здесь надо отдать должное фильму и признать титаническую работу, проделанную создателями.

Вопросы к «Звуку падения» возникают по ходу просмотра. Кажется, что раздутый хронометраж вредит основным идеям картины. Маша Шилински не видит слона в комнате и продолжает выдавать одни и те же смыслы на протяжении второй половины картины, хотя за первый час уже всё было распознано и показано. Двух с половиной часовой марафон идей не позволяет картине раскрыться, а наоборот, душит её.

Кадр из фильма «Звук падения»
Кадр из фильма «Звук падения»

Ещё один и главный недостаток «Звука падения» кроется в его излишней претенциозности. Иногда лента томно строит загадки и как будто сама стесняется быть ясной, но за этим концептом зачастую нет никакой глубины. Это такое авторское кино не как инструмент высказывания, а как желание соответствовать определённой моде среди «тусовки».

Есть современное понятие «нетакусик», часто используемое в мем-сленге. Оно означает «не такой, как все». И «Звук падения» — отличный синоним для «нетакусика». Это кино не для всех, но в этом мало смысла: оно просто хочет быть таким, но даже среди «нетакусиков» этот фильм шедевром не станет.

В российском прокате — с 4 декабря.




Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил
Главный редактор ФЛЭТЛУУПС.КУЛЬТУРА