Под занавес года в мировом прокате ожидаемо бушует сиквел когда-то успешного мультфильма «Зверополис», собравшего баснословные деньги в прокате и ставшего лауреатом премии «Оскар». Достойно ли такого же успеха продолжение в прокате — рассказываем в нашей рецензии.
О чем мультфильм и кто его сделал?

«Зверополис» — это огромный город, в котором уживаются различные виды животных на любой вкус. Овцы, зайцы, быки, тигры, свиньи и легендарные ленивцы, сцена с которыми стала интернет-хитом и своеобразным маркером этой франшизы. Казалось бы, успех такой ленты и компания «Дисней», выпустившая этот проект, в симбиозе должны породить сразу несколько продолжений, сериал на стриминговом сервисе, несколько компьютерных игр и еще множество контента, способного зарабатывать студии капитал. Однако эта злая судьба миновала создателей ленты, и к сиквелу они подбирались постепенно — целых 9 лет.
«Зверополис 2» начинается практически там, где заканчивается первый: преступление мэра-овцы раскрыто, крольчиха и лис теперь работают в тандеме. Казалось бы, обычная облава на портовый склад запускает цепь детективных событий, в которой замешаны рыси, змеи, и двум главным героям приходится поставить на кон многое, чтобы раскрыть это запутанное дело.
Созданием этой франшизы занимались Джаред Буш, Байрон Ховард, Рич Мур и Фил Джонсон. В авангарде компании «Дисней» стоит Буш, недавно ставший креативным директором анимационного подразделения корпорации. Ему принадлежит не только режиссура «Зверополисов», а также и франшиза «Моана». Ховард и Мур придумали этот мир, а Джонсон был соавтором первого фильма. Над вторым в основном работали Джаред Буш и Байрон Ховард.
Каким получился мультфильм?

Учитывая все предыдущие «успехи» корпорации, многого ожидать не приходилось — а зря. У создателей получился потрясающий сиквел. Продолжение понимает, в каком времени оно находится: мир, к сожалению, давно уже проживает свои совсем не лучшие дни. От этого мультфильм становится актуальнее и злее: тут есть и бобр Бобби Глинодер — подкастер, основными идеями выпусков которого становятся конспирологические теории, и много рассуждений о зверотерапии, аллюзии на фестивали в американской пустыне Burning Man, эксплуатация белых медведей — отсылка на рабочую силу, массово производящую сумки. «Зверополис 2» в этом плане — зеркало эпохи. Новый мэр города отдалённо напоминает смесь современного американского президента и Рональда Рейгана — бывшего актера, когда-то возглавившего страну. Можно привести и более злободневную аналогию, сославшись на мини-спойлер: что за этим правителем стоят ещё и кураторы, приказы которых он беспрекословно выполняет. Думается, на что этот оммаж — каждый зритель определит сам.
При этом нельзя назвать эту картину однотонной. Мультфильм чуть сложнее, чем обычно бывает в современной диснеевской анимации. Взрослому зрителю может стать порой и совсем грустно, когда на экране показывают персонажей, живущих под гнётом власть предержащих. «Зверополис 2» — мультфильм и в неком роде политический, что роднит его с сегодшняшним трендом американского кинематографа. Мир в нем вывернут наизнанку: медиа, которые кажутся инородными, не встроенными в систему, на самом деле говорят правду; провластные СМИ показывают картину событий ту, которая выгодна заказчикам. При этом единственный честный журналист находится на отшибе этого вымышленного мира. Честно сказать, в этом ключе сложно вспомнить за последнее время мультфильмы столь актуальные.

При этом креативный юмор из первого фильма никуда не делся, а вместе с социально-политическим отображением современного мира он работает в паре на ура. И если бы основная идея мультфильма заканчивалась только на том, чтобы отзеркалить эпоху, то это было бы хорошее кино, не более. «Зверополис 2» пытается шагнуть еще дальше и копнуть глубже — как выжить в это суровое время. Ответ — надо строить связи. В эпоху социального напряжения, постковидного устройства взаимоотношений на планете, разгорающихся конфликтов не только между народами, но и между поколениями, два главных героя разных видов пытаются построить здоровые взаимоотношения друг с другом, а авторы не только критикуют общество, помешавшееся на терапии, но и предлагают варианты, как эту терапию использовать для укрепления взаимосвязей. Кажется, что с точки зрения идеи — это очень важное высказывание, способное прозвучать в современном кинематографе.
Возможно, вышеописанное может послужить выводом, что «Зверополис 2» получился мрачнее и взрослее первой части. Удивительно, но создателям удалось соблюсти баланс между серьёзностью посыла и детским развлечением — как в лучшие времена у Pixar, отсылка к «Рататуйю» которых есть в этом прекрасном мультфильме.
«Зверополис 2» — тот редкий случай, когда продолжение не пытается повторить успех оригинала, а идёт вбок и пытается рассказать зрителю новую и важную историю. У создателей это получилось, и хочется сказать, что премии «Оскар» за лучший анимационный фильм он точно достоин.
Лучший мультфильм года.