В реальной жизни два медиума из Коннектикута — Эд и Лоррейн Уоррен — сильно напоминают проходимцев, рассказывающих людям сказки и постепенно популяризирующих свой «бренд». Им удалось построить на этом карьеру, а компании Warner пришло в голову адаптировать их историю в целую франшизу со своими правилами, пределами и спин-оффами.
Вселенную «Заклятие» придумал Джеймс Ван — австралийский режиссёр и продюсер, снявший первую картину, которая сегодня по праву считается одним из лучших фильмов ужасов прошлого десятилетия. При бюджете в 20 миллионов долларов кассовые сборы картины по миру составили 317 миллионов. Разумеется, Warner захотели большего.
Вообще фильмы ужасов зачастую являются отличной бизнес-моделью в кинопроизводстве. Стоимость съёмок значительно ниже, чем у любого блокбастера, а зрительский спрос велик. Фильму не нужно собирать полмиллиарда и более, чтобы окупить вложения, а доходность у таких картин высокая. Неудивительно, что после феноменального успеха первой картины студия наснимала ещё семь фильмов, и кассовые сборы восьми лент превысили планку в 2 миллиарда долларов, сделав эту франшизу самой кассовой хоррор-вселенной за всю историю кино.

Трудно пройти мимо такого феномена, и хочется поздравить создателей с этим отличным показателем. Но если говорить про художественное качество этих работ — обстоят ли дела так же хорошо? Как вы поняли по трём первым абзацам, первая часть действительно является крепким фильмом ужасов. В ней есть и отличная история, и ужасающая атмосфера, и прекрасные актёрские партии главных героев. Химия между Верой Фармигой и Патриком Уилсоном помогает зрителю глубже интегрироваться в этот страшный мир. Джеймс Ван смог создать хоррор, который сильно выделялся среди других картин этого жанра. Здесь была крепкая сюжетная составляющая, созданная в академической традиции и напоминавшая фильмы эпохи «Ребёнка Розмари» и «Изгоняющего дьявола». Возможно, ей не хватало метафоричности и новаторства Джордана Пила, Ари Астера и Роберта Эггерса, но «Заклятие» как будто снималось с расчётом на то, что его посмотрит максимально широкая аудитория.
Расширение вселенной происходило под контролем режиссёра первой части. Можно сказать, что Джеймс Ван — мозг и архитектор всей франшизы, как Кевин Файги в Marvel. Он не ставил все части лично, но именно его видение и участие сделали «Заклятие» цельной киновселенной. Он же срежиссировал и сиквел, который можно смело поставить на второе почётное место в списке лучших фильмов франшизы. Качество остальных лент заметно проседает: им либо не хватало концептуальной и сильной истории, либо инструменты, которыми пытались напугать зрителя, работали слабо.
Триквел доверили молодому американцу Майклу Чавесу. Картина получила подзаголовок «По воле дьявола». Лента получилась неоднозначной. У Чавеса есть интересные идеи о том, как развивать франшизу: он попытался сделать из «Заклятия» судебную драму и детектив, но при этом нарушил темп фильма. В итоге получилась хоть и интересная в завязке, но занудная к концу история, которая значительно уступает первой ленте. Тем не менее триквел стал кассовым успехом, и, видимо, Джеймс Ван остался доволен работой Чавеса, позвав его режиссировать следующую часть про Эда и Лоррейн Уоррен.
«Последний обряд» преподносится как финал истории двух главных героев. Получилось ли у Чавеса снять мощное прощание с Уорренами и напугать зрителя? И да, и нет.

Завязка картины ближе к первым двум частям, чем к триквелу. Сюжет разделён на две ветви, которые в финале сходятся в общий ствол. С одной стороны — демон и духи, терроризирующие одну семью из Пенсильвании, с другой — история семьи Уоррен и их дочери. Чтобы не раскрывать подробности сюжетных интриг, остановимся на этом. Хочется сказать, что, сюжетно вернувшись к концепции первых фильмов, картина выиграла. Чавес попытался рассказать зрителю трогательную историю — и у него это скорее получилось, чем нет. За сюжетом следить интересно, персонажи проработаны хорошо. Вера Фармига и Патрик Уилсон играют настолько сильно, что даже слабые сцены сглаживаются благодаря их присутствию в кадре.
Что насчёт страха? Лента вызывает ощущение жути значительно сильнее, чем триквел. Здесь есть и грамотная игра с напряжением, и несколько пугающих скримеров. Вопросы вызывает заметное CGI, которое скорее отталкивает, чем пугает. Если в первой части плашка «основано на реальных событиях» добавляла жути за счёт реалистичного подхода к съёмкам, то здесь такая надпись не производит того же эффекта из-за гротескности и готичности образов, применённых для испуга.
Честно говоря, назвать четвёртую часть полноценным хоррором сложно. Это скорее мелодрама, рассказанная при помощи инструментов жанра ужасов. Это и плюс, и минус одновременно. Лучшие сцены «Последнего обряда» — семейные эпизоды. Они раскрывают историю Эда и Лоррейн, демонстрируют актёрское мастерство Фармиги и Уилсона. Остальные артисты, хоть и достойные, меркнут по сравнению с главным дуэтом. История этих героев может быть интересна зрителям, знакомым с франшизой, но если вы решите выбрать этот фильм ради хоррор-опыта, то это не лучший выбор.
Как и в любой крупной франшизе, в «Последнем обряде» есть фан-сервис: встречаются герои прошлых частей, а сам Джеймс Ван мелькает в одном кадре. Сделано это исключительно для того, чтобы зритель сказал: «О, прикольно, это же персонаж из первого фильма». Для тех, кто знакомится с этой вселенной впервые, такие моменты пройдут мимо.
В итоге вершиной франшизы «Последний обряд» не станет. Магнум-опусом вселенной навсегда останется первое «Заклятие», которое до сих пор выглядит эффектно и страшно. При этом назвать картину плохой нельзя. Это хорошее кино, которое увлечёт поклонников вселенной. Майкл Чавес — режиссёр с потенциалом, но пока он не сделал выдающийся хоррор. Хотя все шансы у него есть. Тем, кто ищет эксперименты в жанре ужасов, стоит пройти мимо и выбрать «Орудия» или «Грешников». Ну а создателям стоит завершить эту вселенную и не возвращаться к историям медиумов — лучше не будет.