Забудьте о предсказуемых скримерах — современный хоррор стал умнее и изощрённее.
Кинематограф последних лет доказал: по-настоящему напугать можно не только монстрами из тени, но и экзистенциальным ужасом или социальными тревогами.
В нашей подборке — только те фильмы, чьи образы и сюжеты будут преследовать вас ещё долго после финальных титров.
"Реинкарнация", 2018 год

Энни Грэхэм (Тони Коллетт) теряет мать Эллен (Кэтлин Чэлфант) — женщину с жёстким характером и множеством тайн. Её уход становится тяжёлым ударом для всей семьи. Энни начинают мучить тревожные видения, муж Стив (Гэбриел Бирн) изо всех сил старается делать вид, что всё в порядке, а дети-подростки Питер (Алекс Вулф) и Чарли (Милли Шапиро) замыкаются в себе.
Девочка ведёт себя странно: рисует пугающие рисунки, видит то, чего нет, и ощущает необъяснимую связь с бабушкой, которую едва успела узнать. Разбирая вещи матери, Энни находит книги по оккультизму и узнаёт, что Эллен состояла в секте.
Первый фильм Ари Астера наполнен знакомыми элементами хоррора — зловещие насекомые, тёмный дом, тени, боди-хоррор. Но картина не превращается в простой набор страшных сцен. Главное в «Реинкарнации» — история семьи, разрушенной горем и скрытой правдой.
Астер виртуозно показывает, что самые близкие могут стать источником экзистенциального ужаса. Ведь именно родные способны причинить самую сильную боль и посягнуть на то, что должно принадлежать только тебе.
"Полночь с дьяволом", 2023 год

Ведущий популярного ночного шоу Джек Делрой (Дэвид Дастмалчян) переживает не лучшие времена: умерла супруга, а программа теряет зрителей. Чтобы вернуть былую популярность, он решает устроить особый выпуск на Хэллоуин и приглашает троих гостей — ясновидящую, учёного-скептика и девочку, в которую, по слухам, вселился бес.
Сначала съёмки проходят спокойно, но вскоре в студии начинают происходить странности: трансляция прерывается помехами, медиуму становится дурно, а юная гостья внезапно начинает говорить хриплым, чужим голосом. Кажется, эта ночь действительно принадлежит нечистой силе.
У фильма братьев Керн не было громкой рекламы или звёздного актёрского состава — если не считать Дастмалчяна, наконец получившего главную роль. В итоге «Полночь с дьяволом» стала камерным триллером, идеально воссоздающим атмосферу американских телешоу 1970-х: зернистая картинка, рекламные вставки, костюмы и декорации той эпохи. Смотреть этот фильм лучше всего в одиночестве — на старом телевизоре с кинескопом. Только так можно полностью погрузиться в ту атмосферу и проверить себя на прочность.
"Субстанция", 2024 год

Когда-то Элизабет Спаркл (Деми Мур) знала вся Америка, но теперь о ней почти забыли. Женщина всё ещё ведёт фитнес-программу, но её собираются заменить на более молодую ведущую. В отчаянии Элизабет пробует новое чудо-средство, способное «перезапустить» тело. Главное условие — правило одной недели: ровно столько может существовать одно тело, пока другое отдыхает.
Так появляется юная и привлекательная Сью (Маргарет Куолли). Новая версия быстро добивается успеха, и Сью понимает, что семи дней ей уже недостаточно.
Режиссёр Корали Фаржа открыто говорила, что вдохновлялась фильмами Дэвида Кроненберга, мастера боди-хоррора. Однако она не копирует, а стремится превзойти кумира.
В «Субстанции» женское тело проходит через невообразимые и пугающие трансформации. Сцена рождения Сью — лишь первая из многих шокирующих.
В фильме почти нет диалогов — главное здесь визуальный язык. Камера искажает пространство, кадры выверены до миллиметра, интерьеры стерильны и неуютны, окрашены в кислотные оранжевые и розовые тона.
Бесконечные зеркала, экраны, глянцевые постеры — всё отражает внутренний конфликт героинь.
«Субстанция» — безусловно, один из самых мощных фильмов ужасов последних лет: отталкивающий и притягательный одновременно.
"Род мужской", 2022 год

Харпер (Джесси Бакли) становится свидетельницей гибели мужа, который падает с крыши. Чтобы справиться с травмой, она уезжает в деревенский дом, но покоя не находит.
Вскоре вокруг неё начинают происходить странные вещи: по округе бродит голый мужчина, все встречные лица похожи друг на друга, а телефон ловит лишь тревожные помехи.
«Род мужской» Алекса Гарленда — фолк-хоррор с простой и пугающей идеей: каждый мужчина — потенциальное чудовище. Почти всех персонажей-мужчин играет один актёр — Рори Киннер, что создаёт ощущение бесконечного кошмара.
Молодая вдова, решившая уединиться, сталкивается не с исцелением, а с воплощением страха. Гарленд рисует мир, где от мужчин не стоит ждать ни защиты, ни верности — только угрозу и тревогу. И делает он это по-настоящему страшно.
"Варвар", 2022 год

Тесс (Джорджина Кэмпбелл) приезжает в другой город по делам и арендует дом через сайт. Хозяин обещал, что ключ лежит в тайнике у порога, но внутри девушка обнаруживает незнакомца — Кита (Билл Скарсгард).
Выясняется, что владелец сдал жильё двум людям одновременно и исчез. Настоящая же опасность скрывается под домом: глубокий подвал хранит нечто, о чём лучше не знать.
Режиссёр Зак Креггер мастерски играет с ожиданиями зрителя. Сначала кажется, что история о подозрительном квартиранте, затем — что это психологический триллер, а потом сюжет резко уходит в непредсказуемое русло.
Каждый раз, когда зритель думает, что разгадал интригу, фильм делает новый, безумный поворот.
"Сырое", 2016 год

Жюстина (Гаранс Марилье) — студентка-ветеринар, выросшая в семье убеждённых вегетарианцев. На первом курсе она проходит унизительный обряд посвящения — съедает кусок сырого мяса.
После этого в девушке пробуждается странная жажда — сначала животная, а затем людская.
Её старшая сестра Алексия (Элла Румпф), учившаяся там же, разделяет эту тягу, и вскоре между сёстрами начинается страшная борьба.
«Сырое» — французский боди-хоррор о взрослении, женственности и страхе перед собственной природой.
Жюлия Дюкурно создаёт историю не о монстрах, а о внутреннем чудовище, скрывающемся в каждом человеке.
Её фильм не даёт ответов, а лишь задаёт болезненные вопросы, от которых становится по-настоящему не по себе.
"Прочь", 2017 год

Крис (Дэниэл Калуя), молодой чёрный фотограф, едет к родителям своей белой девушки Роуз (Эллисон Уильямс), чтобы познакомиться.
Роуз уверяет, что её семья — люди прогрессивные, не имеющие предрассудков.
Однако по дороге пара сбивает оленя, и прибывший полицейский ведёт себя странно.
А дома Криса настораживают два прислуги — садовник Уолтер и домработница Джорджина. Их поведение кажется неестественным, почти механическим.
«Прочь» — дебют Джордана Пила, умный хоррор, сочетающий страх и социальную сатиру.
Пил показывает, что расизм не всегда проявляется открыто — он может скрываться даже за маской вежливости и «толерантности».
Фильм пугает не чудовищами, а правдой, от которой не убежишь.