Top.Mail.Ru
Дарья Виноградова изображение профиля Дарья Виноградова

«Сны поездов»: рецензия на глубокую инди-драму от Netflix

Кадр из фильма «Сны поездов»
Кадр из фильма «Сны поездов»

Netflix нас радует не только культовыми сериалами, но и серьёзными инди-драмами.

7 ноября на стриминге вышел фильм под загадочным названием «Сны поездов» (спойлер — оно совершенно не отражает содержание фильма) с Джоэлом Эдгертоном и Фелисити Джонс. Премьера состоялась в январе на фестивале независимого кино «Сандэнс», а также он выходил в ограниченном прокате в США.

У картины не было большого промоушена, поэтому её легко можно было пропустить, а зря!

О чём фильм и кто его снял?

Фильм снял молодой режиссёр Клинт Бентли, у которого на счету одна полнометражная малобюджетная драма «Жокей» (2021) и заметная сценарная работа для фильма о тюрьме «Синг-Синг» (2023), которая была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. То есть для массового зрителя это новый режиссёр, которому боссы Netflix дали шанс проявить себя.

Режиссер Клинт Бентли и актеры
Режиссер Клинт Бентли и актеры

Фильм снят по мотивам одноимённой пьесы Дениса Джонсона, который получил за неё Пулитцеровскую премию в 2011 г. Сценарий написал сам Клинт Бентли вместе со своим другом Грегом Куидаром, с которым они перманентно сотрудничают над кинопроектами.

Сюжет повествует о жизни укладчика путей и лесоруба Роберта Грейнира в начале XX в., который однажды знакомится с девушкой и создаёт семью. Разъездной характер работы вынуждает его часто бывать вдали от дома. Среди собратов-лесорубов много одиночек, бандитов, никому не нужных стариков, дерзкой молодёжи. У всех разный характер, но все они любят тихую песню под секвойей, разговоры о жизни и солнечный свет, пробивающийся сквозь листву. Однажды в отсутствие Грейнира в его городке случаются лесные пожары, что влечет за собой необратимые последствия для главного героя.

Кадр из фильма «Сны поездов»
Кадр из фильма «Сны поездов»

Каким получился фильм?

Перед нами абсолютно санденсовское кино, снятое санденсовским режиссёром. Оно очень аутентично, со своим особым характером, что довольно редко встретишь в наши дни.

Можно сказать, что это авторское кино для массового зрителя. Оно чем-то напоминает «Древо жизни» Терренса Малика, но совершенно другое по вкусу.

Кадр из фильма «Сны поездов»
Кадр из фильма «Сны поездов»

Здесь перед нами прямое медитативное повествование, где автор искусно и бережно играет с течением времени. В фильме нет ни одной лишней минуты: зритель плывёт по жизни главного героя, казалось бы, такой одинокой и пустой, но в то же время такой глубокой и полной. Созерцание природы, душевные переживания, невозможность полностью перенести утрату, скорбь, которую герой пронёс через всю жизнь, — всё это превосходно удалось показать средствами кинематографа: долгими кадрами, неспешным темпом, гладким монтажом, безупречной постановкой, сдержанным, но богатым сценарием и впечатляющей актёрской игрой.

Получилось что-то такое сокровенное, абсолютно личное, и в то же время настолько сопереживательное и всеобщее, что после фильма неимоверно тянет сердце. Этот фильм невозможно забыть. У него очень большая душа.

Кадр из фильма «Сны поездов»
Кадр из фильма «Сны поездов»

Роль Роберта Грейнира — впечатлительного сироты без смысла жизни (до определённых пор) — находка для актёра, который хочет заявить о своей серьёзности. У Джоэла Эдгертона есть на счету череда второстепенных и главных ролей, но такой масштабной, такой глубокой работы у него мы ещё не видели. Не словами, а мимикой нужно было показать весь шквал чувств, которые переживает главный герой на протяжении многих лет, пока не смиряется с жестокостью судьбы и не начинает снова жить под конец своих дней. Это настоящая игра. Эдгертон невероятно достойно справился с поставленной перед ним задачей. Думается, что эта роль изменит его карьеру.

Кадр из фильма «Сны поездов»
Кадр из фильма «Сны поездов»

Уникальные кадры быта лесорубов, того, как они существуют в мире огромных деревьев, поистине носят этнографический характер. Режиссёр специально находил снимки начала XX в. и покадрого воспроизводил жизнь этих трудяг, которым судьба каждый день готовила либо трагедию, либо ещё один день работы на прекрасной природе.

Фильм ценен тем, что перед нами не замечательный герой в необычных обстоятельствах, а простой человек с обычной судьбой, в которой случаются разные абсолютно жизненные вещи, а он просто ищет свой путь, чтобы с ней справиться. Он просто живёт, неся своё бремя. Получилась правдивая, трогательная повесть о жизни — такой невозможно красивой и такой удушающе суровой одновременно.

Кадр из фильма «Сны поездов»
Кадр из фильма «Сны поездов»

Фильм однозначно можно назвать одним из лидеров этого года среди независимого кино. Это тот случай, когда историю хочется пересматривать и не раз. Если режиссёр Клинт Бентли и дальше будет следовать своему стилю, его ждёт большое будущее. И кажется, перед нами происходит рождение нового автора.