На Netflix вышли все четыре эпизода мини-сериала «Смерть от молнии». В начальных титрах говорится: «Это реальная история о двух людях, которых мир забыл. Один был 20-м президентом Соединённых Штатов Америки. Другой — его застрелил».
О чём этот сериал?

1880 год. Пока арестованный Шарль Гито спокойно объясняется с тюремным начальством, называя случившееся «недоразумением между арендатором и домовладельцем», Джеймс Гарфилд занимается делами на своей ферме в Огайо. Хотя Гарфилд уверяет жену Лукрецию, что его амбиции не простираются дальше семейного участка, он всё же соглашается поехать в Чикаго, чтобы выдвинуть кандидатуру министра финансов Джона Шермана в президенты от Республиканской партии.
Кто создал сериал?

«Смерть от молнии» рассказывает о 20-м президенте США Джеймсе Гарфилде (его играет Майкл Шеннон) и проповеднике Шарле Гито (Мэттью Макфэдиен), который сначала обожал Гарфилда, а затем его убил.
В сериале также снимаются:
- Ник Офферман — в роли вице-президента Честера А. Артура,
- Бетти Гилпин — в роли жены президента, Лукреции,
- Брэдли Уитфорд — влиятельный республиканец Джеймс Блейн.
Сценарий создан по мотивам nonfiction-книги Кэндис Миллард «Судьба республики». Режиссёр — Мэтт Росс (автор «Капитан Фантастик»). Шоураннер и главный продюсер — Майк Маковски («Безупречный», «Кажется, мы остались одни»).
Как это смотрится?

Джеймса Гарфилда справедливо называют одним из забытых президентов США. Он был избран «тёмной лошадкой» в 1880 году, а его президентство длилось чуть больше полугода. Последние два месяца жизни он умирал от ранения, не дожив даже до пятидесятилетия.
Если трудно вспомнить его достижения, есть логичное объяснение — у него просто не было времени что-то осуществить.
Убийца президента, Шарль Гито, мечтал войти в историю и даже купил для покушения пистолет с перламутровой рукояткой, считая, что он будет эффектно смотреться в музее.
Мини-сериал Netflix, основанный на книге Кэндис Миллард, не пытается искусственно реабилитировать Гарфилда, но невольно обращает внимание на его забытое имя. Шоу делит повествование между Гарфилдом и Гито, показывая их как полные противоположности с разными представлениями о том, что значит «оставить след в истории».
Сериал подробно воссоздаёт атмосферу Америки после Гражданской войны — хаотичную, коррумпированную, раздираемую фракциями. В такой обстановке безумцы вроде Гито не казались чем-то исключительным.
Контраст двух судеб

До роковой встречи проходит время, и «Смерть от молнии» работает как исследование двух взаимоисключающих жизненных траекторий.
Гарфилд у Майкла Шеннона — человек, который знает больше, чем говорит. Он не стремится к власти, но не отворачивается от неё, если может использовать на благо. Его мотивы отличают его от окружающих: создатели показывают его как порядочного и прогрессивного политика, который хочет добиться успеха, не вступая в сделки с мощной политической машиной Америки.
Шеннон играет сдержанно, но харизматично.
Роль Макфэдиена — ярче. Его Гито — одержимый манией величия фанатик, который сначала поддерживает Гарфилда, а затем решает его убить, движимый смесью заблуждений и грандиозного эго. Макфэдиен показывает Гито не как злодея, а как глупца, ведомого силами, которые он не понимает. Он выглядит жалким и вызывающим сочувствие, а не карикатурным злодеем. Не случайно роль напоминает его работу в «Наследниках».
Ещё одно сильное впечатление оставляет Ник Офферман в роли Честера А. Артура. Сначала он верный помощник могущественного политического босса Роскоу Конклинга, но, став вице-президентом, оказывается перед моральным выбором. Его Артур шумный, грубоватый, любящий сосиски, но вовсе не фигура для смеха. В его взгляде — боль от воспоминаний о покойной жене, и не случайно Гарфилд увидел в нём скрытую совесть под оболочкой цинизма.
В некотором смысле, «Смерть от молнии» — это история, прерванная на полуслове. К финалу сериал превращает президентство Гарфилда в великое «а что, если?», заставляя задуматься, какие реформы он мог бы провести, не случись того рокового выстрела. Это напоминает роман Стивена Кинга «11/22/63» о покушении на Кеннеди и его экранизацию с Джеймсом Франко.
И пусть Гарфилда во многом забыли из-за краткости его правления, сериал превращает этот короткий период в захватывающее окно в эпоху смятения, безумия и упущенных возможностей — эпоху, в которой можно увидеть тревожные параллели с сегодняшним временем.