Top.Mail.Ru
Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил

«Сентиментальная ценность»: рецензия на новый фильм Йоакима Триера с Эль Фаннинг

«Сентиментальная ценность»
«Сентиментальная ценность»

Один из фаворитов и участников Каннского кинофестиваля этого года наконец-то добрался до широкого проката. Картина Йоакима Триера «Сентиментальная ценность» удостоилась Гран-при жюри и громко заявила о себе на арене авторского кино. Фильму, между прочим, уже пророчат номинации на «Оскар» в этом году. Какой получилась картина — рассказываем в этой рецензии.


О чём фильм и кто его снял?

«Сентиментальная ценность»
«Сентиментальная ценность»

«Сентиментальная ценность» — семейная драма о потерянных связях. Две взрослые сестры после смерти своей матери на поминках встречают своего блудного отца, которого явно не видели много лет. Отец девушек — культовый норвежский режиссёр, задумавший новый фильм. Сценарий он написал специально для одной из своих дочерей — молодой актрисы. Зрителю предстоит погрузиться в мир отношений между дочерьми и отцом, проанализировав их семейное древо и старые обиды.

Картину снял Йоаким Триер — один из главных скандинавских режиссёров нашего времени (а возможно, уже и один из важнейших в Европе). Его фильмам свойственна сентиментальность (это слово есть и в названии), а режиссура Триера умеет выдерживать чёткий баланс между авторским и зрительским кинематографом.

Каким получился фильм?

«Сентиментальная ценность»
«Сентиментальная ценность»

«Сентиментальная ценность» — это пример выдающегося авторского полотна. Картина Йоакима Триера умудряется найти баланс между артхаусом и зрительским кино — и это большое преимущество, если автору важно, чтобы его работа достучалась до широкого круга зрителей.

В центре смыслового ядра — тема прощения, и нельзя сказать, что она звучит особенно остро именно сегодня. Кажется, что она актуальна всегда. У каждого человека есть нерешённые вопросы, спрятанные обиды или сложные отношения с близкими. Фильм показывает, что может произойти, если попытаться встретиться с этими чувствами лицом к лицу. В этом смысле «Сентиментальная ценность» — на сто процентов терапевтическое кино: оно не даёт готовых решений, но к финалу героям становится легче, и их раны перестают быть открытыми, постепенно затягиваются. Именно такими аллюзиями можно описать тонкую режиссёрскую работу, которую Триер проделал в этой картине. Без сомнения, он — мощный и большой режиссёр, при этом ещё молодой (по меркам индустрии 51 год — это молодость). Есть ощущение, что Йоаким Триер только входит в свой прайм, так что ждать новых сильных проектов точно стоит.

«Сентиментальная ценность»
«Сентиментальная ценность»

«Сентиментальная ценность» начинается с театра, и в этом смысле фильм действительно напоминает пьесу. Несмотря на большое количество локаций, кажется, что все они могли бы быть воспроизведены на сцене драматического театра. Триеру удаётся сделать постановку очень близкой к зрителю — возникает та самая магия, когда фильм работает, и сложно объяснить, почему. Если лента похожа на театр, то актёры должны воздействовать на зрителя максимально убедительно, и в «Сентиментальной ценности» с этим нет никаких проблем. Легко отдать приз за лучший актёрский ансамбль именно этой картине в этом году. Стеллан Скарсгард, Эль Фаннинг, Инга Ибсдоттер Лиллеос — прекрасны, но Ренате Реинсве продолжает делать то, что уже делала в предыдущих работах с Триером: сиять. Это глубокая и большая роль, сыгранная великолепно. Настолько убедительно, что шансы на номинацию на «Оскар» выглядят весьма серьёзными (читайте наши прогнозы на «Оскар — 2026»).

«Сентиментальная ценность»
«Сентиментальная ценность»

«Сентиментальная ценность» — фильм, который на бумаге будто бы уже снимали много раз, но у Йоакима Триера снова получается взглянуть на знакомую историю по-другому. Если говорить об условных рейтингах, то у картины есть все шансы стать фильмом года.

В официальном российском прокате — с 20 ноября.




Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил
Главный редактор ФЛЭТЛУУПС.КУЛЬТУРА