Top.Mail.Ru
Вячеслав Семенов изображение профиля Вячеслав Семенов

Roland TB-303: как создавался культовый басовый синтезатор

Roland TB-303: как создавался культовый басовый синтезатор

Любой, кто знаком с историей синтезаторов, слышал печально известную историю происхождения TB-303: в дополнение к драм-машине TR-606 Drumatix, Transistor Bass (TB) 303 продавалась как синтетическая бас-гитара, что позволяло гитаристам иметь собственную бэк-группу. Он дебютировал в 1982 году и с трудом завоевал признание, несмотря на свое заманчивое предложение, поскольку не поставлялся с англоязычным руководством, а пользователи не могли понять его сложный метод использования. Через два года Roland прекратил производство, и 303 был признан коммерческим провалом. Он был отправлен на распродажу в музыкальные магазины и ломбарды, где его подобрали Чаранджит Сингх, Натаниэль Джонс и другие, которые воспользовались его хлюпающим, тонким звуком и создали феномен мирового масштаба. Натаниэлю Джонсу (он же DJ Pierre) и остальным членам его команды Phuture – Спанки и Хербу Джей – приписывают прозвище “acid” после названия их первого релиза с TB-303 “Acid Tracks”.

Рекламные объявления Roland TB-303 и TR-606 в журнале в 1982 году.

Roland TB-303

Эта история, которую рассказывали так много раз и прикрепляли Roland, стала общепринятой. Но что, если эта мудрость - не вся история? Тадао Кикумото, блестящий инженер Roland, разработавший TB-303, а также TR-909 и TR-808, и остальные члены его команды четко понимали, что 303 может издавать эти жирные, текучие звуки, поскольку маленькую серебряную коробочку почти слишком легко перенести в эти сферы. Если бы действительно предполагалось чисто синтетически воспроизвести бас-гитару, то разве они не ограничили бы звуковую характеристику 303 только низкими частотами? Или был сделан другой выбор, чтобы звук был более, ну, похожим на басы? Зачем позволять себе сходить с ума и создавать эти “кислотные” звуки?

Tadao Kikumoto

Особенность электросхемы…

Кикумото рассказал, что расширяемый затухающий бас-гитарный звук 808 был задуман намеренно. Знал ли он, что Рик Рубин и другие музыканты расширят эту концепцию до новых творческих сфер, выходящих за рамки его воображения? Нет. Но намерение манипулировать длительностью затухания было, и посмотрите, к чему это привело!

При проектировании, разработке и тщательном тестировании Кикумото, должно быть, в какой-то момент манипулировал шестью регуляторами 303-й модели, чтобы добиться этого необычного звучания. Дело не в том, что для доступа к кислотному звучанию 303-й модели нужно воспользоваться секретным меню или комбинацией клавиш, она очень легко настраивается без каких-либо ухищрений. На самом деле, можно сказать, что 303-я модель скорее будет звучать мягко и приглушенно, чем правильно имитировать бас-гитару.Таким образом, может ли быть так, что Roland сосредоточился на воспроизведении бас-гитары просто из-за маркетинга? Легко продавать синтезатор, который может имитировать бас-гитару, но как насчёт умопомрачительных звуков? Наверное, это сложнее продать. Помните, что мы говорим о корпоративных маркетологах начала 1980-х — могли ли они или кто-либо другой в ту эпоху должным образом продвигать футуристический синтезаторный звук, от которого хочется танцевать?Кикумото, возможно, был доволен тем, что TB-303 позиционировался как замена бас-гитары, а не признавал, что его безумный дизайн был попыткой выйти за рамки, особенно когда TB-303 сочли неудачным. Мы можем строить догадки сколько угодно, но каковы были намерения Кикумото? Чтобы выяснить это, мы обратились к первоисточнику.

Кикумото: «TB-303 был создан для имитации звука электрогитары. Однако мы с моей командой позволили звуку расшириться с помощью фильтра. Единственным аспектом, который мы сознательно ограничили, была самоколебания с резонансом фильтра. На самом деле, если вы повернёте регулятор резонанса до упора, он никогда не будет самоколебаться, но будет издавать характерные хлюпающие звуки, которые в итоге стали называть «кислотой», когда TB-303 возродился. Это был не тот звук, который я хотел получить, но я оставил архитектуру синтезатора без изменений, чтобы пользователи могли создавать свои звуки».В то время как Кикумото и его команда в Roland пытались создать звучание бас-гитары с помощью аналогового синтеза, открытость архитектуры синтезатора позволила добиться чего-то большего. Но это был не первый случай, когда они внедрили расширенные возможности в дизайн продукта...

Кикумото: “TR-808 был разработан с идеей имитации акустической ударной установки с использованием новейшей технологии аналогового синтеза Roland. Роланд был производителем синтезаторов. В то время это был исключительно их фирменный стиль. Поэтому, когда мы разрабатывали 808, мы предусмотрели возможность расширенного звукового оформления. Например, люди критиковали длительную задержку звука удара TR-808 как не реалистичную. Но это давало пользователю возможность создавать что-то новое и непохожее. К тому же, если бы им это не понравилось, они могли бы просто дать ему ненадолго заглохнуть. Я так и не понял, из-за чего поднялся такой переполох."

Выше мы упоминали Рика Рубина, но тот факт, что люди до сих пор изучают возможности звукового дизайна 808 спустя пятьдесят лет, говорит не только о гениальности Кикумото, но и о глубине, которую он вложил в эти, казалось бы, простые электронные инструменты. Однако, несмотря на первоначальный провал TB-303, как компания Roland отреагировала на него внутри компании? Сократили ли они «возможности звукового дизайна» в будущих продуктах? И что Кикумото извлек из этого опыта, разрабатывая новые синтезаторы?На этом наше интервью с Кикумото закончилось, но мы знаем, что компания Roland прекратила выпуск TB-303 после того, как было произведено 10 000 экземпляров, что кажется довольно большим количеством для того, что считалось провальным. Для сравнения: в 1980-х годах компания Roland выпустила 10 000 драм-машин TR-909 и 12 000 драм-машин TR-808. Помните, что в то время компании Roland было всего десять лет, и она была намного меньше. Производство 10 000 TB-303 было крупной инвестицией. Более странно то, что если бы TB-303 не пользовались спросом, разве они не сократили бы производство? Конечно, в 80-х годах не было мгновенного доступа к данным о продажах, как сегодня, но торговые представители по всему миру, должно быть, сразу сообщили Икутаро Какехаси, основателю Roland, что 303-е модели не продаются. Зачем им просто продолжать их выкручивать?Одна из причин заключалась в том, что они полностью лишили TB-303 шансов на успех, не выпустив надлежащее руководство. Они поняли, что это была серьёзная ошибка, и год спустя выпустили подробное 90-страничное руководство, в котором подробно объяснялась новая парадигма программирования. Таким образом, они, возможно, рискнули продолжить производство в надежде, что рынок догонит их, когда музыканты научатся пользоваться устройством. К сожалению, к тому времени было уже слишком поздно. Розничные продавцы были завалены 303-ми моделями, которые они не могли продать, а музыканты, купившие их, сдавали их в ломбарды за любые деньги, которые могли выручить.

Мы создаем будущее

Очевидно, что Роланд не хочет вдаваться в подробности того, что, должно быть, происходило в голове у Какехаси и его команды менеджеров в эти напряженные времена, поскольку об этом никогда не говорилось, а Кикумото не захотел отвечать на наши вопросы о том, что произошло. Когда его спросили, почему Роланд не переиздал 303-ю серию после того, как электронные музыканты обнаружили её магию и её популярность резко возросла, Какехаси отмахнулся, заявив: «Мы не гоняемся за призраками». Это очень большие деньги, если учесть, сколько клонов 303-й модели стабильно продавалось с 1990-х годов по сегодняшний день. Должно быть, TB-303 нанёс Какехаси серьезный эмоциональный ущерб, раз он отказался от такой прибыли. На самом деле, он даже не упоминает об этом в своей автобиографии «Я верю в музыку». Таким образом, очевидно, что в истории 303-й модели с этой точки зрения есть что-то ещё. К сожалению, мы никогда этого не узнаем.Икутаро Какехаси скончался в 2017 году, и Кикумото не был заинтересован в обсуждении этого вопроса, кроме того, что он рассказал нам о намерениях 303. Однако мы узнали, что Кикумото был хорошо осведомлен о “кислотных” звуках, которые 303 мог издавать во время разработки синтезатора, и надеялся, что пользователи изучат возможности его звукового оформления. Возможно, он позиционировался как дополнение к TR-606 и продавался как таковой, но Кикумото понял его потенциал, и его босс разрешил включить культовое звучание 303 в финальный релиз. Хотя Какехаси, возможно, был смущен “провалом” the 303 и, к сожалению, не позволил Roland должным образом вернуться к транзисторному басу до своей кончины, фирменный звук TB-303 продолжает оказывать влияние на электронных музыкантов по сей день.

Вячеслав Семенов изображение профиля Вячеслав Семенов
Мне нравится музыка, очень. Больше мне ничего не нравится, потому что оно мне не надо. Я люблю музыку, и это мне надо, другое не надо.