Осенью в российских кинотеатрах могла состояться одна из главных премьер авторского кино в 2025 году. Свои коррективы внёс Минкульт, отказав в выдаче прокатного удостоверения — «Простая случайность» была отменена, и новая лента Джафара Панахи не смогла выйти в прокат. Главному редактору Флэтлуупс.Культура удалось посмотреть новую ленту иранского режиссёра, и в своей рецензии он хочет поговорить, насколько лента оказалась достойной главной награды на Каннском фестивале этого года.
О чём фильм и кто его снял?
Официальный синопсис гласит: Семья возвращается домой, когда их машина внезапно попадает в аварию. В автосервисе механик Вахид узнаёт по скрипу протеза отца семейства человека, которому давно мечтал отомстить. Он готовит похищение, но всё сильнее сомневается — не ошибся ли он? Одна случайность запускает цепь событий, ведущую к серьёзным последствиям.
Джафар Панахи — один из немногих режиссёров, благодаря которым мы как зрители можем открывать для себя иранское авторское кино. Без сомнений, Панахи заплатил за это большую цену. Он один из самых преследуемых современных режиссёров. В 2010 году его арестовали по обвинению в «пропаганде против режима». Суд приговорил его к шести годам тюрьмы и наложил двадцатилетний запрет на профессию: ему нельзя было снимать фильмы, писать сценарии, давать интервью и выезжать за пределы страны. Панахи провёл значительное время под домашним арестом, но не прекратил работу. Он начал снимать нелегально — тайно, часто в квартире или в машине, используя минимальное оборудование. Благодаря этому появились подпольные фильмы: «Это не фильм» (2011), снятый частично на iPhone и вывезенный на Каннский фестиваль на флэшке, спрятанной в пироге; «Такси» (2015), снятый в автомобиле, где Панахи играет самого себя — этот фильм победил на Берлинале; затем «Три лица» (2018), премьера которого прошла в Каннах, хотя сам режиссёр присутствовать не мог. Все работы Панахи после 2010 года были созданы нелегально, в нарушение запрета, наложенного властями Ирана.

Несмотря на международное признание и множество призов, ему постоянно отказывали в выезде за границу. Канны и Венеция приглашали его в состав жюри, но иранские власти не выпускали его из страны. В фестивальных залах часто оставляли пустое кресло с его именем — как символ протеста и напоминание о цензуре. В 2022 году Панахи снова был арестован: он пришёл в тюрьму узнать судьбу других задержанных режиссёров и был задержан сам. Освобождён он был только в 2023 году после международного давления со стороны киносообщества.
Его гонения носят политический характер: Панахи показывает Иран без идеологической обработки — он снимает реальную жизнь, бедность, бюрократию, страх, женщин, молодых людей, подавленных системой. Его кино считается тихой, но очень точной формой протеста. Сегодня Панахи — один из главных символов борьбы за свободу слова в мировом кино.
В политическом и социальном плане «Простая случайность» — фильм для режиссёра важный. Дело в том, что власти Ирана в последнее время, под давлением общественности или из-за политической нестабильности, разрешили негласно Панахи продолжать свою карьеру, даже выпустили его за границу. В этом году иранский мастер самостоятельно представил свою картину на Каннском кинофестивале.
Лирическое отступление: автор выносит за скобки свои политические взгляды, однако должен сказать, что к Джафару Панахи относится с большой симпатией. Художественно автор наследует идеи, заложенные Трюффо, Годаром, Висконти и Росселлини в европейской новой волне 60-х годов. Джафар Панахи переизобретает неореализм у себя на родине и добавляет частицы своей айдентики в кино. Получается у автора это просто великолепно, причём режиссёрская карьера Панахи идёт практически по отработанным штампам: чем сильнее цензурное давление, тем ярче авторское высказывание.

Возвращаясь к премьере в Каннах и итогам фестиваля, невозможно отрицать, что победа Джафара Панахи — победа скорее политическая: автор смог сам представить работу впервые за долгое время, и европейская солидарность с иранской оппозицией и неприязнь режима аятолл сделала эту картину триумфатором Канн. Ещё одно доказательство, что победы на крупных фестивалях или «Оскаре» заключают в себе несколько факторов: безусловно, технически фильм должен быть сделан на уровне, но политический и социальный контекст играют немаловажную роль в принятии этих решений.
Каким фильм получился?
Если быть знакомым с творчеством Джафара Панахи, то «Простая случайность» не кажется лучшим его достижением. Однако всё равно это уверенная работа, которую вспомнишь, подводя итоги года.
Из-за невозможности снимать нормально Панахи придумывал различные форматы для реализации своих идей. «Такси» напоминал документальное кино, хотя обладал всеми особенностями игрового фильма, тем самым размыв рамки кинематографа. Его последняя лента «Без медведей», созданная под давлением, напоминает вообще скайп-фильм, но потрясает своей задумкой и честностью. С последним у «Простой случайности» полный порядок — эта лента поднимает сложные и глобальные вопросы, ответы на которые найти уж не так просто.

Как положено непростой картине, ответы нужно найти зрителю самостоятельно, и они могут оказаться не такими прямолинейными, как хотелось бы смотрящему. Чем дальше продвигается карьера режиссёра, тем всё больше он отходит от взглядов на власть и обращается к темам круговорота ненависти и того, как жестокость циркулирует в мире. Несмотря на то, что фильм снят про Иран, это глобальное кино, где каждый зритель сможет узнать себя — не важно, в какой стране он находится.
Панахи не показывает выхода в конце фильма — он отображает реальность, конца у которой нет. Всегда будет Каин и всегда будет Авель, причём кто из них кто — в обществе зависит от угла зрения. При этом всегда будут обычные люди, на стороне которых всегда выступает иранский режиссёр.
Сложность этого фильма заключается не в том, что зритель не сможет догадаться, о чём он, а в том, как он посмотрит на это. И в этом плане остаётся только порадоваться за талант Джафара Панахи и за возможность этим талантом с нами делиться.