Top.Mail.Ru
Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил

«После охоты»: рецензия на скандальный фильм Луки Гуаданьино

Кадр из фильма «После охоты»
Кадр из фильма «После охоты»

«После охоты» — это та лента, которая могла бы получить куда большую славу, если бы не катастрофический разгром от западной прессы после показа на Венецианском кинофестивале в 2025 году. Фильм с Джулией Робертс в главной роли обладает всеми аспектами фестивального кино, способного стать маяком для просвещённой аудитории или гламурной публики по миру. Однако, как ни крути, социальные медиа и пресса так или иначе формируют культурную повестку, поэтому картина Луки Гуаданьино стала поводом для обсуждения среди совсем уж просвещённой публики, но не вышла за её рамки.

В рецензии мы пытаемся разобраться, каким фильм получился на самом деле.

О чём фильм и кто его снял?

Кадр из фильма «После охоты»
Кадр из фильма «После охоты»

В центре сюжетной конструкции — нарастающий скандал в американском университете, в котором задействованы три героя: Робертс, играющая педагога; Эндрю Гарфилд, который играет младшего преподавателя под её патронажем; и Айо Эдебири — студентка главной героини, метящая на место второго героя. В один день ученица приходит домой к персонажу Джулии Робертс и говорит, что Гарфилд её изнасиловал. Обвиняемый всё отрицает. Зрителю предстоит заняться своим расследованием по ходу просмотра и принять чью-то сторону или остаться наблюдателем.

Лука Гуаданьино — большой итальянский режиссёр, активно участвующий в международных кинофестивалях и имеющий несколько авторских хитов, например «Назови меня своим именем» или «Претенденты». Его картинам присуща огромная работа со стилизацией и визуальным рядом. Это неспроста: режиссёр имеет большой опыт в моде с точки зрения индустриальных процессов — он долгие годы сотрудничает с компанией Fendi и даже основал специальную компанию для съёмки фэшн-фильмов. Гуаданьино уделяет пристальное внимание не только костюмам и кадрам, но и музыкальной составляющей, часто подчеркивающей сексуальное напряжение в сценах (один из любимых приёмов режиссёра). К слову, саундтрек к прошлой картине мастера «Претенденты» стал событием в мире электронной музыки: над ним работали Трент Резнор и Аттикус Росс. Они же вернулись для создания музыкального фона в «После охоты».

Каким получился фильм?

Кадр из фильма «После охоты»
Кадр из фильма «После охоты»

Легко понять, из-за чего картина в западной прессе вызвала такую неприязнь и отторжение. Из описания сюжета несложно уловить знакомые конструкции, мелькавшие в прессе последние лет семь. Движение #MeToo, политика инклюзивности и разнообразия спровоцировали большое количество культурных и социальных «отмен», судебных дел и увольнений. Такие глобальные процессы происходили на протяжении длительного времени, и только недавно ветер перемен стал дуть в обратную сторону. Этот фильм — как подведение своеобразных итогов о том, как жили и воевали за место под солнцем люди в эти времена. Разумеется, часто либерально настроенная пресса стремится занять определённую позицию по отношению к таким вопросам, а Лука Гуаданьино предлагает зрителю взглянуть на проблему по-другому: он не выбирает радикально иную оптику, а скорее выступает наблюдателем.

Перед зрителем предстает история, где всё построено на полутонах и отсутствии ответов: было ли изнасилование на самом деле, или всё это — коварно спланированная месть ученицы из-за того, что герой Гарфилда уличил её в плагиате диссертации? Фильм не раскрывает своих карт, потому что глобально это всё не важно. Значение имеет та самая охота, постоянно происходящая в нашем обществе: чтобы в этом опасном предприятии не стать дичью, а стать добытчиком, нужно многим пожертвовать. В ленте совсем не имеет значения, было ли преступление вообще — Гуаданьино пытается исследовать, как работают механизмы отмены, публичного осуждения и формирования мнения, способного проехаться катком по человеку, если это потребуется.

Кадр из фильма «После охоты»
Кадр из фильма «После охоты»

В мирах, созданных итальянским художником, нет места сильным мужчинам. Герой Гарфилда и Майкл Стулбарг, играющий мужа героини, являются ничем иным, как инструментами, благодаря которым конфликт между Джулией Робертс и Айо Эдебири становится ещё более осязаемым. Их противостояние напоминает, возможно, главную книгу Тургенева, только отцов и детей заменили на матерей и дочерей. Поколенческий конфликт способов, которыми пользуются женщины для достижения своих целей, фиксирует переход времени — от старых порядков к новым, сформированным эпохой культурных отмен.

Можно было бы охарактеризовать «После охоты» как зеркало эпохи и сулить ей потерю актуальности через некоторое время, однако именно спор временных отрезков, в которых формировались две разные женщины, может оставить эту ленту в истории подольше.

Кадр из фильма «После охоты»
Кадр из фильма «После охоты»

Кем точно нельзя назвать Гуаданьино, так это бесталанным режиссёром. В «После охоты» он, как всегда, очень умело обращается с монтажом картины, чередуя нарастающие по саспенсу сцены и более умеренные кадры, позволяя зрителю переварить информацию. К сожалению, нельзя так же сильно похвалить темп ленты: в середине картина начинает буксовать, и смело можно было бы отдать под нож 30 минут.

В фильмах итальянца никогда не было проблем с актёрской игрой — Гуаданьино прекрасен в работе с артистами.

Джулия Робертс в «После охоты» грандиозна. Это однозначно её лучшая и ярчайшая роль за последние годы. Айо Эдебири показывает себя как потенциально большая актриса.

«После охоты» — лента, несправедливо скинутая с пьедестала в этом году. Повестка формирует глобальное мнение и взгляды, которые должны совпадать. В противном случае получаются те отзывы, которые есть у нового фильма Гуаданьино. С точки зрения идеи — это одна из самых уверенных работ мастера, с точки зрения режиссуры — фильм легко может утомить в середине, но выдаёт сильный и мощный финал. Мир сегодня живёт в отсутствии моральных ориентиров, и оптика происходящего зависит от той касты, к которой принадлежит человек. Всё теперь серое — как и цветокоррекция «После охоты».

Стоит посмотреть ради того, чтобы составить своё мнение.

Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил
Главный редактор ФЛЭТЛУУПС.КУЛЬТУРА