14 декабря в возрасте 78 лет ушёл из жизни американский режиссёр Роб Райнер. К сожалению, его смерть была насильственной — он и жена умерли от ударов ножом.
Довольно жуткая смерть для автора, который подарил миру романтичную сказку «Принцесса-невеста» (1987), на которой выросли многие актёры и режиссёры поколения миллениалов, вроде Эль Фэннинг или Бенни Сэфди. Или драмеди «Когда Гарри встретил Салли» (1989), которая хранится в золотой коллекции романтических фильмов.

Или «Останься со мной» (1986) — экранизацию романа Стивена Кинга о пропавшем мальчике, который сердечно любим многими зрителями за пронзительный драматизм, ценности дружбы и таинственную атмосферу. Фильм множество раз цитировали, а, например, для братьев Росса и Мэтта Дафферов он стал одной из основ для создания «Очень странных дел». Кинга он экранизировал ещё раз позже: фильм «Мизери» (1990) считается одной из лучших киноадаптаций наследия Короля ужасов.

Он не только снимал, но и играл, например, сварливого отца героя Леонардо Ди Каприо в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» (2013).
Не обладая высокими кинематографическими наградами, фильмы Роба Райнера оказали большое влияние на массовую культуру и отражали саму суть жизни. Парадокс состоит в том, что все мы смотрели хоть один из его фильмов, но самого режиссёра знаем плохо. Давайте почтим его память, вспомним его жизнь и проекты, чтобы узнать этого разностороннего творца получше.
Детство и юность
Роберт Райнер родился в Нью-Йорке в 1947 году в творческой семье с тремя детьми.
Мать Райнера, Эстель, пела в кабаре, позже играла в кино; The New York Times назвал её «матриархом женской комедии». А отец был настоящей телевизионной звездой: в 50-е он работал в жанре комедийных скетчей рука об руку с Мелом Бруксом и Вуди Алленом, в 60-е выпускал своё шоу The Dick Van Dyke Show, в 70-е режиссировал комедии самостоятельно, а в 80-е — делал это совместно со Стивом Мартином. Он был награждён одиннадцатью статуэтками «Эмми» и одной «Грэмми».
То есть с детства Роб не понаслышке знал, что такое шоу-бизнес и как делаются ситкомы. В 60-х семья Роба переезжает в Лос-Анджелес. Уже в 14 лет Райнер играет свою первую роль в криминальной ТВ-драме Manhunt.

Неудивительно, что, имея отца-комика и живя в Голливуде, Райнер заинтересовался драматическим искусством. Он поступает и успешно заканчивает театральное отделение Калифорнийского университета (UCLA), где базируется одна из лучших киношкол США. В это же время на курсы кино с ним ходил Джим Моррисон, а Фрэнсис Форд Коппола заканчивал магистратуру.
После окончания учёбы Райнер, позиционируя себя как актёра, проходит стажировку в театре Bucks County Playhouse далеко от Лос-Анджелеса, в штате Пенсильвания.
Старт карьеры: актёрство и сценарная работа
Вернувшись в Калифорнию, Роб потихоньку начинает появляться в сериалах, играя маленькие роли, и в фильмах отца, как, например, в чёрной комедии «Где Поппа?» (1970).
Но по-настоящему его карьера началась с написания сценариев для эпизодов ТВ-шоу «Комедийный хор братьев Смотерс» (1968). Вместе с ним работали знакомый нам всем комик Стив Мартин и Карл Готтлиб, впоследствии написавший сценарий к фильму «Челюсти».

В 70-е его больше интересует актёрство, и он успешно на протяжении нескольких лет играет в ситкоме «Все в семье», самом популярном шоу на американском ТВ тех лет. За роль Майкла Стивика он получил две статуэтки «Эмми».
Режиссёрский дебют и первый успех
Наигравшись в сериалах, Райнер решил перейти на новую ступень — попробовать себя в режиссуре. Опыт он получил при работе над ситкомом «Все в семье»: продюсер сериала Норман Лир дал ему снять несколько эпизодов со словами «дай себе шанс», так как все знали Райнера как актёра с амбициями режиссёра.
«Я всегда любил режиссёров, которые также и актёры. Посмотрите на Орсона Уэллса или Сидни Поллака — это люди, которые знают, каково это — находиться перед камерой. Я не лучший актёр в мире, но я никогда и не прошу сделать актёра то, чего не смог бы сам», — говорил в одном из интервью Роб Райнер.
Его кинодебютом стал фильм в жанре комедийного мокьюментари про вымышленную хэви-метал-группу под названием «Это — Spinal Tap!» (1984). Режиссёр также сам сыграл в фильме документалиста.

Как вспоминает сам Райнер, монтаж фильма занял девять месяцев. Получилась сатира на поведение рок-музыкантов в турне.
Кино стало хитом: все смеялись над актёрами, которые с каменными лицами произносили смешные вещи, а диалоги разлетелись на цитаты, хотя в основной массе были импровизацией. Фильм ухватил дух времени и был внесён в Национальный реестр фильмов США за свою культурную ценность. Как мы увидим далее, не только этот фильм Райнера был высоко оценён обществом.
Становление и признание
1980-е и начало 1990-х годов определённо были самым плодотворным временем в карьере Роба Райнера.
После успешного дебюта последовала молодёжная комедия и по совместительству рождественское роуд-муви «Абсолютно точно» (1985) с молодым Джоном Кьюсаком, которому было всего 16 лет. Критики отмечали «реализм и чувственность», с которыми была снята картина, а также узнаваемые популярные саундтреки.

В 1984 году Райнеру прислали сценарий фильма по роману Стивена Кинга «Тело» (1982), и так как первоначальный режиссёр ушёл из проекта, Райнер согласился снимать кино. С одним условием: сделать сценарий более сфокусированным на одном персонаже — Горди, от чего сюжет только выиграл.
«Мальчик, который сомневается в себе и которого не любит отец, получает опыт дружбы в поисках тела и впоследствии становится писателем. Становится Стивеном Кингом. Я так видел этот фильм», — вспоминал Райнер.

Так появился фильм «Останься со мной». Кино получило высокие отзывы зрителей и критиков, которые писали, что это «мудрое, ностальгическое кино». Атмосфера с музыкой 60-х, актёрская игра и режиссура были вне всяческих похвал. Никто не думал, что Райнер выстроит такую многофактурную драму из страшилки. Примечательно, что здесь сыграл молодой Ривер Феникс, брат знаменитого актёра Хоакина Феникса.
«Принцесса-невеста»
Следующим фильмом Райнера стал суперхит «Принцесса-невеста» (1987).
Кто бы мог подумать, что режиссёр ироничных комедий и мистических историй обратится к жанру сказочного фэнтези. А Райнер сделал это!
«Я снимаю те фильмы, которые хочу снимать», — говорил он в интервью The Guardian.
Он изучал человеческие истории, а в каком сеттинге — особого значения не имело.

Роб Райнер хотел экранизировать «Принцессу-невесту», сказочную историю Уильяма Голдмана, с тех пор, как книга попала к нему в руки в качестве подарка от отца. Утвердившись как режиссёр, он решил реализовать свою задумку.
Книгу пытались экранизировать с момента её выхода, но безуспешно: то по правам не договорятся, то у студии проблемы. Даже Роберт Редфорд хотел снять фильм по этой сказке, но автор Голдман никому не давал прав. И только Райнеру удалось договориться с ним по цене, заручившись поддержкой друга-продюсера Нормана Лира и студии 20th Century Fox, а также об условиях совместной работы над сценарием, чтобы преподнести зрителям историю максимально приближённой к оригиналу.
Кино рассказывает о великой любви фермера и красавицы, которые были разлучены и прошли много испытаний, чтобы воссоединиться.

Райнер сразу же утвердил актёра на главную роль — Кэри Элвеса. Робин Райт, которая сыграла главную женскую героиню, была утверждена за неделю до старта съёмок. Никто не подходил: прослушивались и Ума Турман, и Мег Райан, и Кортни Кокс, и Вупи Голдберг. Но Райт заворожила всех своей красотой и природной скромностью.
«Это та, о ком я писал», — сказал автор сказки Голдман, когда впервые её увидел.
Фильм снимали в Англии и Ирландии. Песня Storybook Love была номинирована на «Оскар».

Критики отмечали особый «постмодернистский нарратив» фильма. Это сочетание приключений, романтики и комедии, которое преподносит старую добрую историю о даме в беде совершенно по-новому. True love story стало классикой кино и вошло в Национальный реестр фильмов США. Кино разобрали на цитаты в других сказочных произведениях, и, несмотря на скромный успех в прокате, оно имело огромный резонанс в рамках домашнего кинопросмотра.
Castle Rock Entertainment и последующее творчество
В 1987 году Райнер создаёт свою кинокомпанию — Castle Rock Entertainment (название взято по одноимённому городку из романов Стивена Кинга).

Киностудия много занималась экранизациями произведений Кинга, такими как «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля», романтической трилогией «Перед…» и другими. Сам Райнер уже с Castle Rock снял свой культовый ромком «Когда Гарри встретил Салли» (1989) и триллер «Мизери» (1990), адаптацию Стивена Кинга. Оба фильма, как всегда, собрали небольшую кассу, но имели большой успех у зрителей. А Кэти Бейтс получила «Оскар» за игру в «Мизери».

Интересно, что Райнер говорил о «Когда Гарри встретил Салли»: «Я был одинок десять лет после десяти лет брака, и я портил все свои отношения. Я не мог понять, как это возможно. Можно ли заниматься сексом с кем-то, если вы не друзья? Вот откуда взялась идея для фильма “Когда Гарри встретил Салли”».
Коллеги отмечали, что Райнер никогда не боялся бросаться в неизведанное и использовал свой талант для создания фильмов, отражающих реальную жизнь.

Он всегда умел создать комфортную, дружелюбную атмосферу на съёмках, создавал идеальную среду для импровизации и помогал актёрам находить правильный тон и искренне играть свои роли. Его фильмы наполнены душевной теплотой и юмором. Он легко переключался между драмой и комедией, преуспевая в обеих нишах. Его фильмы всегда имели скромную кассу в прокате, но завоёвывали сердца аудитории на всю жизнь.
В 1990-е Райнер попробовал себя в военной драме «Несколько хороших парней» (1992) и фильме о гражданских правах «Призраки Миссисипи» (1996), но в целом сосредоточился на умных ромкомах, как, например, «Американский президент» (1995) или «История о нас» (1999). Часто сотрудничал со сценаристом Аароном Соркиным.

Никогда не отказывался от актёрских ролей и появлялся в таких фильмах, как «Неспящие в Сиэтле» (1993) и «Клуб первых жён» (1996).
В 2000-х снял чёрную комедию-рефлексию «Пока не сыграл в ящик» (2007), а в 2013 году снялся у Скорсезе в фильме «Волк с Уолл-стрит» в роли отца Джордана Белфорта, отмечая, что «Скорсезе позволял много импровизировать».

Последние работы — это автобиографический фильм «Быть Чарли» (2015) в соавторстве с сыном Ником и сиквел своего первого фильма «Это — Spinal Tap 2: Конец продолжается» (2025), который вышел в прокат за три месяца до смерти режиссёра.
Кто же такой Роб Райнер?
Это режиссёр, который очень любил сниматься и не боялся браться за самые разные жанры в кино. Он не получил ни одной высокой кинематографической награды, но его фильмы становились культовыми и признавались национальной гордостью.
Нам скорее знакомы фильмы, чем сам автор. Он с одной стороны романтик, c другой любитель таинственных историй, а с третьей — борец за гражданские права.

Его ценили за профессионализм и душевность, бережность, с которой он относился ко всему, что делал. Он никогда не гнался за наградами и творил именно то, что ему было по душе. И это заметно. Его фильмы, даже самые мрачные, получались искренними, мудрыми, тёплыми, романтичными, смешными и глубокими — и очень дружелюбными. За что мы его и любим.