Top.Mail.Ru
Дарья Виноградова изображение профиля Дарья Виноградова

Памяти Роба Райнера: жизнь и творчество режиссёра, снявшего «Когда Гарри встретил Салли» и «Мизери»

Роб Райнер с актерами Билли Кристалом и Мег Райан
Роб Райнер с актерами Билли Кристалом и Мег Райан

14 декабря в возрасте 78 лет ушёл из жизни американский режиссёр Роб Райнер. К сожалению, его смерть была насильственной — он и жена умерли от ударов ножом.

Довольно жуткая смерть для автора, который подарил миру романтичную сказку «Принцесса-невеста» (1987), на которой выросли многие актёры и режиссёры поколения миллениалов, вроде Эль Фэннинг или Бенни Сэфди. Или драмеди «Когда Гарри встретил Салли» (1989), которая хранится в золотой коллекции романтических фильмов.

Роба Райнер
Роба Райнер

Или «Останься со мной» (1986) — экранизацию романа Стивена Кинга о пропавшем мальчике, который сердечно любим многими зрителями за пронзительный драматизм, ценности дружбы и таинственную атмосферу. Фильм множество раз цитировали, а, например, для братьев Росса и Мэтта Дафферов он стал одной из основ для создания «Очень странных дел». Кинга он экранизировал ещё раз позже: фильм «Мизери» (1990) считается одной из лучших киноадаптаций наследия Короля ужасов.

Кадр со съемок фильма «Останься со мной»
Кадр со съемок фильма «Останься со мной»

Он не только снимал, но и играл, например, сварливого отца героя Леонардо Ди Каприо в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» (2013).

Не обладая высокими кинематографическими наградами, фильмы Роба Райнера оказали большое влияние на массовую культуру и отражали саму суть жизни. Парадокс состоит в том, что все мы смотрели хоть один из его фильмов, но самого режиссёра знаем плохо. Давайте почтим его память, вспомним его жизнь и проекты, чтобы узнать этого разностороннего творца получше.


Детство и юность

Роберт Райнер родился в Нью-Йорке в 1947 году в творческой семье с тремя детьми.

Мать Райнера, Эстель, пела в кабаре, позже играла в кино; The New York Times назвал её «матриархом женской комедии». А отец был настоящей телевизионной звездой: в 50-е он работал в жанре комедийных скетчей рука об руку с Мелом Бруксом и Вуди Алленом, в 60-е выпускал своё шоу The Dick Van Dyke Show, в 70-е режиссировал комедии самостоятельно, а в 80-е — делал это совместно со Стивом Мартином. Он был награждён одиннадцатью статуэтками «Эмми» и одной «Грэмми».

То есть с детства Роб не понаслышке знал, что такое шоу-бизнес и как делаются ситкомы. В 60-х семья Роба переезжает в Лос-Анджелес. Уже в 14 лет Райнер играет свою первую роль в криминальной ТВ-драме Manhunt.

Роб Райнер с отцом на обложке журнала People
Роб Райнер с отцом на обложке журнала People

Неудивительно, что, имея отца-комика и живя в Голливуде, Райнер заинтересовался драматическим искусством. Он поступает и успешно заканчивает театральное отделение Калифорнийского университета (UCLA), где базируется одна из лучших киношкол США. В это же время на курсы кино с ним ходил Джим Моррисон, а Фрэнсис Форд Коппола заканчивал магистратуру.

После окончания учёбы Райнер, позиционируя себя как актёра, проходит стажировку в театре Bucks County Playhouse далеко от Лос-Анджелеса, в штате Пенсильвания.


Старт карьеры: актёрство и сценарная работа

Вернувшись в Калифорнию, Роб потихоньку начинает появляться в сериалах, играя маленькие роли, и в фильмах отца, как, например, в чёрной комедии «Где Поппа?» (1970).

Но по-настоящему его карьера началась с написания сценариев для эпизодов ТВ-шоу «Комедийный хор братьев Смотерс» (1968). Вместе с ним работали знакомый нам всем комик Стив Мартин и Карл Готтлиб, впоследствии написавший сценарий к фильму «Челюсти».

 Кадр с Робом Райнером из ситкома «Все в семье»
Кадр с Робом Райнером из ситкома «Все в семье»

В 70-е его больше интересует актёрство, и он успешно на протяжении нескольких лет играет в ситкоме «Все в семье», самом популярном шоу на американском ТВ тех лет. За роль Майкла Стивика он получил две статуэтки «Эмми».


Режиссёрский дебют и первый успех

Наигравшись в сериалах, Райнер решил перейти на новую ступень — попробовать себя в режиссуре. Опыт он получил при работе над ситкомом «Все в семье»: продюсер сериала Норман Лир дал ему снять несколько эпизодов со словами «дай себе шанс», так как все знали Райнера как актёра с амбициями режиссёра.

«Я всегда любил режиссёров, которые также и актёры. Посмотрите на Орсона Уэллса или Сидни Поллака — это люди, которые знают, каково это — находиться перед камерой. Я не лучший актёр в мире, но я никогда и не прошу сделать актёра то, чего не смог бы сам», — говорил в одном из интервью Роб Райнер.

Его кинодебютом стал фильм в жанре комедийного мокьюментари про вымышленную хэви-метал-группу под названием «Это — Spinal Tap!» (1984). Режиссёр также сам сыграл в фильме документалиста.

На съемках фильма «Это — Spinal Tap!»
На съемках фильма «Это — Spinal Tap

Как вспоминает сам Райнер, монтаж фильма занял девять месяцев. Получилась сатира на поведение рок-музыкантов в турне.

Кино стало хитом: все смеялись над актёрами, которые с каменными лицами произносили смешные вещи, а диалоги разлетелись на цитаты, хотя в основной массе были импровизацией. Фильм ухватил дух времени и был внесён в Национальный реестр фильмов США за свою культурную ценность. Как мы увидим далее, не только этот фильм Райнера был высоко оценён обществом.


Становление и признание

1980-е и начало 1990-х годов определённо были самым плодотворным временем в карьере Роба Райнера.

После успешного дебюта последовала молодёжная комедия и по совместительству рождественское роуд-муви «Абсолютно точно» (1985) с молодым Джоном Кьюсаком, которому было всего 16 лет. Критики отмечали «реализм и чувственность», с которыми была снята картина, а также узнаваемые популярные саундтреки.

Кадр из фильма «Абсолютно точно»
Кадр из фильма «Абсолютно точно»

В 1984 году Райнеру прислали сценарий фильма по роману Стивена Кинга «Тело» (1982), и так как первоначальный режиссёр ушёл из проекта, Райнер согласился снимать кино. С одним условием: сделать сценарий более сфокусированным на одном персонаже — Горди, от чего сюжет только выиграл.

«Мальчик, который сомневается в себе и которого не любит отец, получает опыт дружбы в поисках тела и впоследствии становится писателем. Становится Стивеном Кингом. Я так видел этот фильм», — вспоминал Райнер.
Кадр из фильма «Останься со мной»
Кадр из фильма «Останься со мной»

Так появился фильм «Останься со мной». Кино получило высокие отзывы зрителей и критиков, которые писали, что это «мудрое, ностальгическое кино». Атмосфера с музыкой 60-х, актёрская игра и режиссура были вне всяческих похвал. Никто не думал, что Райнер выстроит такую многофактурную драму из страшилки. Примечательно, что здесь сыграл молодой Ривер Феникс, брат знаменитого актёра Хоакина Феникса.


«Принцесса-невеста»

Следующим фильмом Райнера стал суперхит «Принцесса-невеста» (1987).

Кто бы мог подумать, что режиссёр ироничных комедий и мистических историй обратится к жанру сказочного фэнтези. А Райнер сделал это!

«Я снимаю те фильмы, которые хочу снимать», — говорил он в интервью The Guardian.

Он изучал человеческие истории, а в каком сеттинге — особого значения не имело.

Кадр из фильма «Принцесса-невеста»
Кадр из фильма «Принцесса-невеста»

Роб Райнер хотел экранизировать «Принцессу-невесту», сказочную историю Уильяма Голдмана, с тех пор, как книга попала к нему в руки в качестве подарка от отца. Утвердившись как режиссёр, он решил реализовать свою задумку.

Книгу пытались экранизировать с момента её выхода, но безуспешно: то по правам не договорятся, то у студии проблемы. Даже Роберт Редфорд хотел снять фильм по этой сказке, но автор Голдман никому не давал прав. И только Райнеру удалось договориться с ним по цене, заручившись поддержкой друга-продюсера Нормана Лира и студии 20th Century Fox, а также об условиях совместной работы над сценарием, чтобы преподнести зрителям историю максимально приближённой к оригиналу.

Кино рассказывает о великой любви фермера и красавицы, которые были разлучены и прошли много испытаний, чтобы воссоединиться.

Кадр из фильма «Принцесса-невеста»
Кадр из фильма «Принцесса-невеста»

Райнер сразу же утвердил актёра на главную роль — Кэри Элвеса. Робин Райт, которая сыграла главную женскую героиню, была утверждена за неделю до старта съёмок. Никто не подходил: прослушивались и Ума Турман, и Мег Райан, и Кортни Кокс, и Вупи Голдберг. Но Райт заворожила всех своей красотой и природной скромностью.

«Это та, о ком я писал», — сказал автор сказки Голдман, когда впервые её увидел.

Фильм снимали в Англии и Ирландии. Песня Storybook Love была номинирована на «Оскар».

Райнер на съемках «Принцессы-невесты»
Райнер на съемках «Принцессы-невесты»

Критики отмечали особый «постмодернистский нарратив» фильма. Это сочетание приключений, романтики и комедии, которое преподносит старую добрую историю о даме в беде совершенно по-новому. True love story стало классикой кино и вошло в Национальный реестр фильмов США. Кино разобрали на цитаты в других сказочных произведениях, и, несмотря на скромный успех в прокате, оно имело огромный резонанс в рамках домашнего кинопросмотра.


Castle Rock Entertainment и последующее творчество

В 1987 году Райнер создаёт свою кинокомпанию — Castle Rock Entertainment (название взято по одноимённому городку из романов Стивена Кинга).

Роб Райнер и Стивен Кинг
Роб Райнер и Стивен Кинг

Киностудия много занималась экранизациями произведений Кинга, такими как «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля», романтической трилогией «Перед…» и другими. Сам Райнер уже с Castle Rock снял свой культовый ромком «Когда Гарри встретил Салли» (1989) и триллер «Мизери» (1990), адаптацию Стивена Кинга. Оба фильма, как всегда, собрали небольшую кассу, но имели большой успех у зрителей. А Кэти Бейтс получила «Оскар» за игру в «Мизери».

Кадр из фильма «Мизери»
Кадр из фильма «Мизери»
Интересно, что Райнер говорил о «Когда Гарри встретил Салли»: «Я был одинок десять лет после десяти лет брака, и я портил все свои отношения. Я не мог понять, как это возможно. Можно ли заниматься сексом с кем-то, если вы не друзья? Вот откуда взялась идея для фильма “Когда Гарри встретил Салли”».

Коллеги отмечали, что Райнер никогда не боялся бросаться в неизведанное и использовал свой талант для создания фильмов, отражающих реальную жизнь.

Кадр из фильма «Когда Гарри встретил Салли»
Кадр из фильма «Когда Гарри встретил Салли»

Он всегда умел создать комфортную, дружелюбную атмосферу на съёмках, создавал идеальную среду для импровизации и помогал актёрам находить правильный тон и искренне играть свои роли. Его фильмы наполнены душевной теплотой и юмором. Он легко переключался между драмой и комедией, преуспевая в обеих нишах. Его фильмы всегда имели скромную кассу в прокате, но завоёвывали сердца аудитории на всю жизнь.

В 1990-е Райнер попробовал себя в военной драме «Несколько хороших парней» (1992) и фильме о гражданских правах «Призраки Миссисипи» (1996), но в целом сосредоточился на умных ромкомах, как, например, «Американский президент» (1995) или «История о нас» (1999). Часто сотрудничал со сценаристом Аароном Соркиным.

На съемках фильма «История о нас»
На съемках фильма «История о нас»

Никогда не отказывался от актёрских ролей и появлялся в таких фильмах, как «Неспящие в Сиэтле» (1993) и «Клуб первых жён» (1996).

В 2000-х снял чёрную комедию-рефлексию «Пока не сыграл в ящик» (2007), а в 2013 году снялся у Скорсезе в фильме «Волк с Уолл-стрит» в роли отца Джордана Белфорта, отмечая, что «Скорсезе позволял много импровизировать».
Роб Райнер в фильме «Волк с Уолл-стрит»
Роб Райнер в фильме «Волк с Уолл-стрит»

Последние работы — это автобиографический фильм «Быть Чарли» (2015) в соавторстве с сыном Ником и сиквел своего первого фильма «Это — Spinal Tap 2: Конец продолжается» (2025), который вышел в прокат за три месяца до смерти режиссёра.


Кто же такой Роб Райнер?

Это режиссёр, который очень любил сниматься и не боялся браться за самые разные жанры в кино. Он не получил ни одной высокой кинематографической награды, но его фильмы становились культовыми и признавались национальной гордостью.

Нам скорее знакомы фильмы, чем сам автор. Он с одной стороны романтик, c другой любитель таинственных историй, а с третьей — борец за гражданские права.

Роб Райнер в молодости
Роб Райнер в молодости

Его ценили за профессионализм и душевность, бережность, с которой он относился ко всему, что делал. Он никогда не гнался за наградами и творил именно то, что ему было по душе. И это заметно. Его фильмы, даже самые мрачные, получались искренними, мудрыми, тёплыми, романтичными, смешными и глубокими — и очень дружелюбными. За что мы его и любим.