Наградной сезон начинает активизироваться: фестивали, премии гильдий, обзоры критиков и релизы фильмов становятся всё более значимыми индикаторами, которые помогают аналитикам прогнозировать потенциальных кандидатов на «Оскар».
В этой статье мы решили спрогнозировать, какие фильмы поборются в будущем наградном сезоне за главную кинопремию мира.
Что такое «Оскар» и как на него попасть?

Мало ли, но вдруг есть люди, которые никогда не слышали про «Оскар».
«Оскар» — это главная кинопремия мира, ежегодно присуждаемая Американской киноакадемией (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS).
Главная цель премии — отметить лучшие достижения в кино за прошедший год: от актёрской игры и режиссуры до сценария, музыки и визуальных эффектов.
Премия впервые была вручена в 1929 году в Лос-Анджелесе и с тех пор стала главным символом признания в индустрии.
Среди основных номинаций — лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр и актриса, лучший оригинальный и адаптированный сценарий, а также технические категории: монтаж, звук, визуальные эффекты и другие.
Церемония традиционно проходит в конце февраля или начале марта, а наградной сезон начинается осенью — с крупных фестивалей вроде Венеции, Торонто и Теллурида.
Победителей выбирают более десяти тысяч членов Академии — профессионалы киноиндустрии, среди которых режиссёры, актёры, продюсеры, сценаристы и операторы.
Проще говоря, «Оскар» — это киноэквивалент чемпионата мира, где встречаются лучшие работы планеты, и где сама номинация уже считается огромным признанием.
Как фильм попадает в номинацию?
Чтобы фильм был номинирован, за него должны проголосовать члены Академии, и он должен соответствовать определённым правилам — например, иметь минимальный прокат в США.
Кстати, именно из-за этого фильмы Netflix часто выходят в ограниченный прокат чуть раньше премьеры на стримингах.
Почему «Оскар» похож на политическую кампанию?

Многие киноведы и журналисты называют гонку за «Оскар» своего рода политической кампанией.
Вот почему:
- Активная кампания.
Как в политике, киностудии и продюсеры тратят миллионы долларов на продвижение фильмов — проводят закрытые показы, интервью, рекламные кампании, встречи с членами Академии. Это называют For Your Consideration (FYC) campaign — «Просим рассмотреть наш фильм». - Влияние имиджа и репутации.
Побеждает не всегда самый сильный фильм с точки зрения искусства — часто выигрывает тот, кто правильно выстроил стратегию: добился нужного информационного шума, поддержки критиков и «правильных» голосующих. - Региональные «предвыборные штаты».
Роль «праймериз» здесь играют фестивали и гильдии — Венеция, Торонто, «Золотой глобус», Гильдии продюсеров, режиссёров, актёров. Их результаты задают тренд: кто выигрывает там, обычно попадает и в номинанты «Оскара». - Закулисные договорённости и лоббизм.
Киноакадемия — сообщество из 10 тысяч человек, и влияние личных связей, репутации и студийной политики огромно. - Имидж и «повестка».
Академия часто реагирует на общественные настроения — например, выбирает фильмы о равенстве, социальной справедливости или исторической вине. Поэтому в разные годы побеждают картины, отражающие дух времени, а не только художественные качества.
Из-за этого в последние годы многие говорят о кризисе премии: победа не лучшего по качеству фильма, а картины, лучше отработанной по пиару и политическим вопросам, стала почти нормой. Тем не менее, в номинации на «Оскар» по-прежнему часто попадают фильмы высокого технического уровня.
Оскар 2026 — прогнозы
Пока ещё рано говорить о стопроцентной уверенности в прогнозах, но определённые траектории уже видны. Попробуем составить аналитику по главным номинациям.
Лучший фильм (Оскар 2026)

- «Грешники» — фильм Райана Куглера имеет потрясающие отзывы критиков, отличные сборы в домашнем прокате, а также символизирует переход от ярко повесточного кинематографа к более умеренному. Шансы быть номинированным на главную премию мира очень велики.
- «Битва за битвой» — кино Пола Томаса Андерсона, возможно, имеет лучшую критическую базу в этом году. Имя режиссёра и сильные актёрские работы могут стать триггером для академиков не только к номинации, но и к главному призу. Видим главным фаворитом именно картину Андерсона (читайте нашу рецензию).
- «Сентиментальная ценность» — работа Йоакима Триера прославилась на Каннском кинофестивале и, по мнению аналитиков, является одним из фаворитов, чтобы получить главную номинацию.
- «Аватар 3» — имя Джеймса Кэмерона и огромная успешная франшиза намекают, что третья часть про обитателей Нави должна оказаться в этом списке. Однако это прогноз авансом: показов ещё не было, и о качестве картины пока ничего не известно.
- «Франкенштейн» — новая лента Гильермо дель Торо участвовала в Венецианском кинофестивале и получила сдержанно-положительные отзывы. Но не стоит забывать, что это один из крупнейших проектов Netflix в этом году, а имя режиссёра и студии сыграют свою роль.
- «Хэмнет» — картина Хлои Чжао, чья «Земля кочевников» выиграла главный «Оскар» в 2021 году, уже победила на фестивале в Торонто. Учитывая прошлые заслуги, дорога к награде открыта.
- «Злая 2» — первая часть была одним из фаворитов прошлого «Оскара», стоит дождаться отзывов критиков. Если они окажутся на уровне оригинала, номинация почти гарантирована.
- «Марти Суприм» — картина про игрока в настольный теннис с Тимоти Шаламе в главной роли имеет шансы участвовать в гонке, поскольку это единственный проект A24 в этом году, способный сделать это. Первые отзывы уже положительные.
Фаворит: «Битва за битвой».
Лучший режиссёр (Оскар 2026)

Пока сложно прогнозировать точно, но наиболее вероятные кандидатуры:
- Пол Томас Андерсон — «Битва за битвой» (фаворит)
- Хлоя Чжао — «Хэмнет»
- Райан Куглер — «Грешники»
- Джош Сэфди — «Марти Суприм»
- Йоаким Триер — «Сентиментальная ценность»
Фаворит: Пол Томас Андерсон.
Лучший актёр (Оскар 2026)

- Леонардо ДиКаприо — «Битва за битвой»
- Тимоти Шаламе — «Марти Суприм»
- Майкл Б. Джордан — «Грешники»
- Вагнер Моура — «Секретный агент»
- Итан Хоук — «Голубая луна»
О точных номинациях судить пока рано, но можно предположить, что Майкл Б. Джордан, Леонардо ДиКаприо и Тимоти Шаламе получат свои места в шорт-листе.
Лучшая актриса (Оскар 2026)

- Джесси Бакли — «Хэмнет»
- Ренате Рейнсве — «Сентиментальная ценность»
- Роуз Бирн — «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула»
- Синтия Эриво — «Злая: Навсегда»
- Аманда Сайфред — «Завещание Анн Ли»
Пока сложно назвать фаворита, но, вероятно, основная борьба развернётся между Джесси Бакли, Ренате Рейнсве и Синтией Эриво.
Лучший актёр второго плана (Оскар 2026)

- Стеллан Скарсгард — «Сентиментальная ценность»
- Шон Пенн— «Битва за битвой»
- Бенисио дель Торо — «Битва за битвой»
- Пол Мескал — «Хэмнет»
- Джейкоб Элорди — «Франкенштейн»
Лучшая актриса второго плана (Оскар 2026)

- Ариана Гранде — «Злая: Навсегда»
- Элль Фаннинг — «Сентиментальная ценность»
- Теяна Тейлор — «Битва за битвой»
- Вунми Мосаку — «Грешники»
- Инга Ибсдоттер Лиллеаас — «Сентиментальная ценность»
Вот такие пока прогнозы. Статья может обновляться по мере развития наградного сезона и появления новой информации.