Зак Креггер, пару лет назад выпустивший жуткий хоррор «Варвар», вернулся этим летом на экраны с новым фильмом ужасов. «Орудия», в отличие от большинства собратьев по жанру, пугают не скримерами, а нагнетанием саспенса и главной загадкой всего сюжета: куда пропали 17 детей, сбежавших одновременно поздно ночью из своих домов.
Хотя работа во многом похожа на предыдущую, всё же заметно, что Креггер вдохновлялся, в том числе, лентами коллег по цеху — «Орудия» местами напоминают «Собирателя душ» Осгуда Перкинса. Разберёмся подробнее, чем удивляет картина молодого хоррормейкера и почему это один из самых выразительных фильмов ужасов этого года.

Однажды ночью, ровно в 2:17, без малого двадцать детей встали с кроватей, выбежали с распростёртыми руками из своих домов и бесследно исчезли. Причём все эти дети были из одного класса. Никуда не делся только Алекс (Кэри Кристофер) — тихий мальчишка, которого постоянно задевают сверстники.
В шоке от случившегося не только обеспокоенные родители, среди которых больше всего шума поднимает Арчер (Джош Бролин), отец одного из пропавших, но и их классная руководительница — молодая и слегка неуверенная в себе педагог по имени Джастин (Джулия Гарнер).
Пока Джастин глушит горе алкоголем и изо всех сил пытается поговорить с Алексом, в городе снова начинают происходить странные вещи. То сойдёт с ума директор школы Маркус (Бенедикт Вонг), то неладное приключится с местным полицейским Полом (Олден Эренрайк), давним другом Джастин. И то ли во всех бедах виновата именно она, то ли за загадочными происшествиями стоит кто-то ещё

Зак Креггер, в прошлом актёр ромкомов и прочих драм среднего пошиба, в 2022 году фильмом «Варвар» зарекомендовал себя как отличный режиссёр ужасов. Причём режиссёр он не столько постхорроров, коими занимаются Ари Астер и Джордан Пил, сколько более классических — хотя Креггер часто балансирует где-то между. Он меньше увлечён смысловым наполнением своих работ и, в отличие от того же Пила, не добавляет в картины столько психологизма (стоит напомнить, что Креггер не только снимает свои фильмы, но и пишет сценарии, продюсирует, а в «Орудиях» он даже числится среди композиторов ленты!).
Некоторая старомодность Креггера не делает его картины хуже. Более того, за счёт отдельных художественных приёмов новую ленту сравнивают с работами Стивена Кинга — а уж мастера ужасов никак не назовёшь новомодным хоррормейкером. Словом, Зак Креггер знает, чего от него ждёт аудитория, и целится не в элитарную прослойку, а в массового зрителя.
«Орудия» никак не назовёшь обычной пугалкой — здесь скримеров практически нет. Режиссёр на протяжении почти всего хронометража снимает скорее триллер — мрачную драму с детективным подтекстом. Страшат здесь отдельные образы, тайна загадочного дома, в котором живёт незадачливый школьник Алекс, и общая меланхоличная атмосфера пространства, где обитают герои.
Как и у Кинга во многих работах, в «Орудиях» город перестаёт жить нормальной жизнью с приходом чужака. Причём его появление скрыто от глаз простых жителей, но доступно нам, зрителям. Оттого становится ещё страшнее: зло вокруг людей, среди них, но они об этом даже не подозревают.
Джулия Гарнер в этом фильме играет почти хичкоковскую блондинку, которая спокойно может исчезнуть из сюжета — и для повествования это проблемой не станет, оно подстроится. Вообще, в картине нет единого протагониста. Повествование разделено на главы: новая глава — новый центральный персонаж. Во-первых, это помогает режиссёру держать нужный темп и не даёт зрителю скучать, ведь каждые 20–30 минут меняется главный герой (при том, что все они оказались харизматичными). Во-вторых, таким образом подлинным протагонистом становится не один из персонажей, а город как таковой. Именно на него совершили нападение. Страдают не жители по отдельности — тяжело всем сразу.

Однако, как и было сказано ранее, актёрский ансамбль здесь не лыком шит.Гарнер играет скромную, но воинственную девушку, которая, несмотря на все нападки (а именно она в глазах родителей пропавших детей — главная угроза), способна постоять за себя и выяснить корень проблемы. Пускай и под градусом. Персонаж Джоша Бролина тоже неплох: хмурит брови, топает ногами и пытается вести собственное расследование.
Эренрайк играет затюканного копа «в завязке», которого на протяжении всего фильма колют наркотическими иглами (не спрашивайте). Есть ещё один винтик сюжета — торчок Джеймс в исполнении Остина Абрамса. Чаще снимали бы его со спины или в профиль — и можно было бы подумать, что на экране Тимоти Шаламе (слишком уж похожи актёры с некоторых ракурсов). Да и играет он неплохо — молодец.
Если вам понравились «Варвар», «Собиратель душ» и многое другое из современного хоррора, то «Орудия» — ваша остановка. Лента Креггера сумеет и нервишки пощекотать, и увлечь историей. Собственно, что ещё нужно хорошему фильму ужасов?