Сегодня многие популярные сериалы вызывают у зрителей ностальгию, переносясь в прошлое. Один из ярких примеров такого эффекта — шоу «Очень странные дела» (Stranger Things) от Netflix. Оно возвращает зрителя в эпоху 1983 года, полную отсылок к музыке, кино и литературе того времени.
Первый сезон «Очень странных дел» вышел на Netflix 15 июля 2016 года. Тогда еще не было привычным делом выкладывать все эпизоды разом. Точно подсчитать, сколько людей посмотрело сериал в первый день, трудно, так как Netflix традиционно не разглашает подобную информацию. Тем не менее, по оценкам исследователей, за первые 17 дней сериал увидели более восьми миллионов человек. Это поставило его на третье место по популярности на платформе, уступая лишь такому гиганту, как «Оранжевый — хит сезона». Важно отметить, что Netflix часто определяет успех иначе — по уровню шума в интернете и соцсетях. Здесь сериал произвёл настоящий прорыв.

Ключевые роли в сериале принадлежат звездам Вайноне Райдер и Дэвиду Харбору, а также молодой группе исполнителей, чьих лиц раньше публика не знала. Повествование начинается 6 ноября 1983 года в провинциальном городе Хоукинс, штат Индиана. Городок живёт спокойно, пока однажды ночью 12-летний Уилл Байерс (исполняет Ноа Шнапп) возвращается домой на велосипеде и проходит мимо секретной правительственной лаборатории. Вскоре он бесследно исчезает. Начавшиеся поиски нарушают спокойствие жителей, а появление таинственной девочки по имени Одиннадцать (Милли Бобби Браун) добавляет ситуации дополнительную интригу. Возможно, девочка связана с секретными экспериментами или обладает сверхъестественными способностями.
Создатели сериала, братья Мэтт и Росс Даффер, родились в 1984 году, но превосходно овладели культурой начала 80-х. Источником вдохновения послужили работы двух знаменитых Стивенов — Спилберга и Кинга. По стилю сериал ближе к творчеству Спилберга («Инопланетянин», «Полтергейст»), а от Кинга сериал взял атмосферу — тихий американский городок, в котором вдруг начинают происходить ужасные вещи.
Сериал вдохновлен и другими известными работами, которые вышли чуть позже. Например, фильмом «Останься со мной» или мини-сериалом «Оно» 90-х — все это экранизации Кинга. Чувствуется и влияние сериала Дэвида Линча «Твин Пикс» — истории о странностях в маленьком городке. Братья Даффер явно смотрели и «Секретные материалы», где расследование паранормальных явлений связано с заговорами властей.

Братья так любят кино 80-х, что наполнили сериал десятками отсылок. Для зрителей находить эти «пасхалки» стало отдельным развлечением. Вот пример: в одном из первых эпизодов старшеклассница Нэнси (Наталия Дайер) сидит у себя в комнате, а ее парень залезает к ней через окно, чтобы «поучиться». Это прямая отсылка к фильму «Кошмар на улице Вязов» 1984 года. И что интересно, героиню в обоих проектах зовут Нэнси. Что и говорить, если исполнитель роли Фредди Крюгера, Роберт Инглунд, появляется в роли эпизодической роли в четвертом сезоне, а сам сюжет сезона явно позаимствовал многие идеи у франшизы об обожженном маньяке с перчаткой-лезвиями. Журнал Variety назвал «Очень странные дела» частью «стратегии ностальгии» Netflix.
Есть и практическая причина, почему авторам удобно делать сериал о прошлом. Современные технологии усложняют жизнь сценаристам и писателям. Мобильные телефоны, интернет и камеры видеонаблюдения повсюду. Из-за этого сложно придумать детектив или историю с загадкой. Как думаете, смог бы Уилл Байерс так бесследно исчезнуть, если бы у него был в кармане мобильный телефон, а повсюду были развешены камеры слежения? Вопрос риторический, конечно.

Задумка для сериала пришла к Мэтту и Россу Дафферам после их хоррор-фильма «Затаившись». Эту работу заметил известный режиссёр М. Найт Шьямалан («Шестое чувство»). Он пригласил Дафферов поработать над сценарием его сериала «Сосны». Шьямалан стал для них кем-то вроде учителя. Именно в это время братья начали придумывать свой собственный большой проект. Они задали простой вопрос: «А что если бы Стивен Спилберг снял фильм по книге Стивена Кинга?» Так родилась идея «Очень странных дел».
Сначала никто не хотел браться за разработку шоу. Телеканалы считали, что сериал для взрослых с детьми в главных ролях никто не станет смотреть. Всё изменилось, когда Дафферы пришли к продюсеру Шону Леви («Живая сталь»). Он и его партнёр Дэн Коэн предложили сделать сериал для Netflix. Как раз в это время стриминг-сервисы набирали популярность.
Чтобы ясно изложить своё видение сериала, братья создали короткий ролик. Они взяли сцены из двадцати-тридцати хорроров 80-х и собрали из них свою историю. Мэтт Даффер говорил, что эти фильмы — часть их самих, они выросли на этих картинах. Но когда началась работа над сценарием, о других лентах почти не вспоминали. Главной задачей было рассказать свою историю и дать персонажам самим вести сюжет. Иначе получилась бы простая копия, а не что-то новое. Росс Даффер добавлял, что главным был не сюжет, а чувство, атмосфера тех старых фильмов.
Самым сложным был поиск актеров. Нужно было найти детей, которые смогут сыграть серьезные и сложные роли. Кастинг-директор Кармен Куба говорила, что все понимали: если хоть один ребенок сфальшивит, это погубит весь сериал. Поэтому искали актеров очень долго и тщательно. В итоге нашли четверых ребят, которые идеально подошли. Не все они были похожи на персонажей из первого варианта сценария, но братья сразу их полюбили.

Кроме детей, нужно было найти и взрослых актеров на ведущие роли. Ими стали Дэвид Харбор и Вайнона Райдер. Кармен Куба отмечала, что работать с детьми было удивительно. Они еще не утратили связь с детством, но уже начинали становиться взрослыми. Большим везением было то, что удалось подобрать ребят с ярко выраженными характерами. Они не просто играли героев, а буквально становились ими. У сценаристов было время, чтобы переработать отдельные сцены под конкретных актеров — у каждого должна была проявиться собственная уникальная индивидуальность, полагали они.
Продюсер Леви говорил, что команда не следовала строгим правилам, а просто наблюдала, как оживают персонажи при беседе с актерами, и доверяла собственному чутью. Порой наилучший выбор оказывается самым неожиданным, поэтому актерам разрешалось свободно импровизировать, искренне существовать в кадре и взаимодействовать друг с другом непринужденными, человечески естественными репликами. Ведь кто, кроме самих подростков, лучше знает, как общаются школьники в реальной жизни? Те самые шутки про родителей, постоянные подколки и фирменные словечки — всё это во многом заслуга молодых звезд сериала.
Именно такой смелый и творческий подход помог создать «Очень странные дела», сделав его одновременно похожим на классические хорроры, но при этом уникальным проектом с собственным стилем. Словом, не просто сборник отсылок к старым фильмам. Это живая история, которая говорит с нами о дружбе, смелости, взрослении и страхе. Она по-новому показывает нам прошлое, делая его важным и интересным для современных зрителей.
И неважно, застали вы 80-е годы или нет, жили в Америке тех лет или вообще из другой страны — история оказалась универсальной, словно сама подстраивалась под зрителя. Сериал доказывает, что хороший сюжет, рассказанный честно и уважительно, всегда найдёт своего зрителя.