Top.Mail.Ru
Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил

«Новая волна» Ричарда Линклейтера — фильм о том, как Годар изменил кино навсегда

«Новая волна» (2025)
«Новая волна» (2025)


Каждый уважающий себя режиссёр считает, что он должен снять фильм-оду своему любимому делу. Так, за последнее время появились «Фабельманы» Стивена Спилберга, Финчер поставил «Манка». Ричард Линклейтер не стал отставать от коллег по цеху и привёз в этом году на Каннский кинофестиваль «Новую волну» — картину, посвящённую французскому кинематографу 60-х годов, а именно истории создания «На последнем дыхании» — одной из важнейших картин за всю историю кино. 6 ноября лента выходит в официальный российский прокат — рассказываем, почему картина понравится каждому синефилу.

О чём фильм и кто его снял?

Картину поставил Ричард Линклейтер — один из важнейших американских режиссёров современности. Возможно, работы Линклейтера не находят больших успехов в мировом прокате, но на авторской сцене творчество мастера высоко ценится. Из знаковых работ можно отметить трилогию «Перед», повествующую о взаимоотношениях двух влюблённых в разные периоды их жизни, и, безусловно, масштабный проект «Отрочество», который Линклейтер снимал на протяжении 12 лет, наблюдая, как взрослеет актёр в реальном времени.

«Новая волна» (2025)
«Новая волна» (2025)

В этот раз режиссёр обратился к истории создания культового французского фильма Жан-Люка Годара и рассказал историю съёмок «На последнем дыхании». Глобально эта картина — ода французскому кинематографу и эпохе того времени, которая, судя по всему, сильно повлияла на Линклейтера.

Важно понимать, что «На последнем дыхании» — не просто классика кинематографа. Годар показал, что кино может быть снято совершенно по-новому. Молодой режиссёр отказался от академического, традиционного кинематографа и переизобрёл этот вид искусства, придумав jump cuts — резкие монтажные склейки, не свойственные фильмам того времени.

«Новая волна» (2025)
«Новая волна» (2025)

Образ протагониста в этой ленте тоже нетривиален: это персонаж не положительный, а сложный. «На последнем дыхании» стал манифестом французской «Новой волны» — движения молодых режиссёров, которые отказались от скучного, «кабинетного» кинематографа 1950-х и начали снимать по-другому.

В этом большая заслуга Годара, и именно поэтому Ричард Линклейтер берёт за фундамент своего фильма историю создания этой картины. «Дыхание» — сердце «Новой волны» и эпохи, когда кинематограф получил новую жизнь.

Каким получилось кино?

Если кратко, то это очень хорошая картина, которая не пытается понравиться многим. Человек, решивший пойти на «Новую волну», должен понимать контекст, в котором существует это кино. В первые тридцать минут на экране появляются все культовые личности того времени — от Роберто Росселлини до Жоржа Садуля. Для широкой аудитории эти имена давно уже не значат ничего, а для яростных ценителей кино — это практически культ. Киноман будет смотреть, раскрыв рот, узнавая на экране оживших режиссёров, историков кино, актёров, критиков. «Новая волна» уверенно действует на искушённого зрителя с первых минут: пока Годар готовится к съёмкам, камера проносит зрителя по эпохе того времени — и делает это убедительно.

«Новая волна» (2025)
«Новая волна» (2025)

Камера путешествует по легендарным местам Парижа; сцена с купанием в фонтане — практически оммаж купанию Анук Эме в «Сладкой жизни» Феллини, ещё одном режиссёре, изменившем кино навсегда. На экране можно увидеть и культовый кинотеатр Le Champo — место притяжения синефилов тогда и сейчас (кинотеатр работает до сих пор!). Линклейтер не стесняется использовать язык кинематографа эпохи — он намеренно стилизует ленту под 60-е, прекрасно воссоздавая атмосферу времени.

«Новая волна» — это и кино ощущений, слишком уж удачно у Линклейтера получается исследовать тропы творцов-авангардистов. Помогает ему в этом оператор Давид Шамбиль, ранее не слишком преуспевший в индустрии, но этой работой, возможно, выбивающий себе ещё пару интересных проектов.

Сам процесс съёмки картины сделан по принципу комедии и смотрится легко, иногда прерываясь серьёзными сценами, где речь идёт о сакральности кинопроцесса как такового. Линклейтер, явно вдохновляясь подходом французской новой волны, берёт в эту картину малоизвестных, но талантливых актёров. Зои Дойч прекрасна в роли Джин Сиберг, как и Гийом Марбек, играющий Годара. Чего нельзя сказать об Обри Дюллене, сыгравшем Бельмондо — не хватает харизмы и актёрской мощи, чтобы передать весь спектр характера такой культовой личности.

«Новая волна» (2025)
«Новая волна» (2025)

В остальном эта лента — оживший музей, куда хочется прийти и насладиться атмосферой того времени. Эпоха слома привычных правил и создания нового языка кинематографа — такие периоды бывали во всех сферах искусства, и «Новая волна» отлично показывает зрителю, как можно творить не ради признания, а потому что невозможно не творить. В передаче этого посыла Линклейтер серьёзен и убеждён. Невооружённым глазом заметно, что режиссёр снял кино про своих кумиров.

«Новая волна» — реконструкция великих съёмок, снятая с большой любовью. Это чувство наполняет каждый кадр и весь зрительный зал, и благодаря этому можно простить незначительные огрехи фильма. Это чудесная картина, не призванная стать главным событием года или новой классикой: она тихая, ламповая — и в этом весь её шарм.Исследуя создание «На последнем дыхании», Ричард Линклейтер напоминает об этой легендарной картине, и «Новая волна» — отличный повод вернуться к мировому шедевру кинематографа и пересмотреть его.
Что мы вам и советуем.


Любителям кино точно понравится.

Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил
Главный редактор ФЛЭТЛУУПС.КУЛЬТУРА