Бенни Сэфди привез на венецианский кинофестиваль в этом году фильм о Марке Керре — одном из величайших тяжеловесов в истории смешенных единоборств и выиграл приз за лучшую режиссуру . В нашей рецензии рассказываем чем примечательна картина в главных ролях которой Дуэйн Джонсон и Эмили Блант.
О чем фильм и кто его снял?

Марк Керр — легендарный американский боец смешанных единоборств, доминировавший в конце 1990-х. Он был двукратным чемпионом турниров Pride FC, обладал впечатляющей физической мощью и борцовской базой, благодаря которой считался практически непобедимым. Его карьера, однако, сопровождалась тяжёлыми травмами и зависимостями, что позже стало темой документального фильма The Smashing Machine. Именно его историю в 2025 году экранизировал один из братьев Сэфди. Причем режиссер обратился не к восхождению спортсмена и приобретению его статуса легендарного бойца, а попытался углубиться в его человеческую суть и задаться вопросом: каким Марк был человеком?
Картину поставил Бенни Сэфди — не только режиссёр, но и актёр; вы могли видеть его у Кристофера Нолана в «Оппенгеймере», например. Братья Сэфди — Джош и Бен — одни из самых ярких и дерзких американских режиссёров современности, прославившиеся своим нервным, «взвинченным» стилем. Они снимают фильмы о людях, загнанных в угол, — с хищной камерой, плотным монтажом и ощущением постоянной тревоги.
Их прорывом стал криминальный триллер «Хорошее время» с Робертом Паттинсоном, а мировой успех закрепил фильм «Неогранённые драгоценности» с Адамом Сэндлером. Режиссёры являются любимцами международных фестивалей — и небезосновательно. В этом году братья разделились, и каждый из них выступил в качестве постановщика по отдельности: Бенни снял «Крушителя», а Джош поставил «Марти Великолепного».
Каким получился фильм?

«Крушитель» в качестве метода съёмки использует что-то сильно напоминающее мокьюментари (псевдодокументальный фильм). Документальной лентой это, конечно, не назвать: это игровое кино с двумя мощными артистами в центре, но ощущение реализма не покидает. Решение снять картину как своеобразное реалити, причём телевизионного формата, добавляет режиссуре глубины и оптики, позволяющей взглянуть на героя чуть глубже, чем это делает традиционный байопик.
Бенни Сэфди здесь интересует не спортсмен по прозвищу «Крушитель», а человек Марк Керр. С виду монструозная махина внутри оказывается надломленной, борющейся со своим главным демоном — стремлением к идеальности. Смотря эту ленту, многие могут подумать, что главная проблема Марка — его зависимость, но препараты, глушащие боль, — это следствие большого психологического надлома, случившегося после первого поражения в карьере бойца. Перед тем как в профессиональном рекорде в графе поражений перестанет быть нолик, герой даёт интервью японскому журналисту. На вопрос: «А если вы проигрываете, что вы будете чувствовать на самом деле?» Марк начинает нервничать (и тут можно лишь поаплодировать всему актёрскому спектру Дуэйна Джонсона) и говорит, что он даже не знает, какого это — быть проигравшим.
После поражения герой опускается в свой личный ад, и, казалось бы, классическими тропами спортивных драм он должен вернуться и выиграть чемпионат, но Сэфди зациклен не на этом. Его интересует трансформация ада не в рай, но хотя бы в чистилище бытовой жизни. В этом плане «Крушитель» может многому научить и говорит о довольно важных вещах, не создавая у ленты сказочной атмосферы, часто присущей спортивным историям в кинематографе.
Бойцу Марку Керру, может, и сложно сопереживать, но вот человеку Керру — с этим зритель может легко справиться: зависимости и созависимые отношения, попытки выбраться из сложной ситуации в той или иной степени знакомы смотрящему.

Тем не менее, создавая образ героя, Сэфди и Джонсон (актёр ещё и продюсер картины) не забывают о спортивной составляющей: индустрия единоборств тут показана реалистично — тренировочные кэмпы перед боями, легендарные турниры UFC и Pride, их закулисная жизнь, даже накладка швов на рану внушает доверие любому, кто знаком с миром единоборств. Принять участие в съёмках были приглашены звёзды из мира боевых искусств: Бас Раттен, Александр Усик и Райан Бейдер. Последний исполнил роль легенды спорта и, признаться честно, сделал это очень уверенно.

Что касается исполнителя главной роли, то Дуэйн Джонсон давно заслуживал такого поворота событий.Бывший рестлер, шоумен и актёр блокбастеров подозревался в хороших актёрских навыках, и в «Крушителе» он их выдаёт сполна. Изображение сложных эмоций, отчаяние и передача оттенков чувств, испытываемых героем, через глаза — всё это способен сделать Скала, и удаётся ему это очень и очень хорошо. Верится, что у актёра есть шансы получить номинацию на «Оскар». Не отстаёт и Эмили Блант — в таком образе на экране её ещё не было: провинциальная американка с несуразной укладкой и пошлыми нарядами поддерживает главного героя как умеет — нездоровой любовью. Яркая и интересная роль получилась.
Во время реалистично показанных сцен боёв часто играет джаз, наводящий на мысль о схожести единоборств и этой музыки. В мире, где в октагоне или на ринге происходит настоящее месиво, всё равно есть правила — как и в мире хаотичных джазовых гармоний и перепрыгиваний во время импровизации из одной тональности в другую. Как и в жизни Марка Керра, пытающегося как-то собрать осколки воедино, словно вазу, разбитую героиней Эмили Блант.
Джаз, бои, рутина бытия — всё это упорядоченный хаос, и главное — найти баланс, чтобы не сломаться. Думается, об этом снял картину Бенни Сэфди — и сделал это достойно.