Top.Mail.Ru
Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил

«Крушитель»: рецензия на новый фильм A24 с Дуэйном Скалой Джонсоном в главной роли

Кадр из фильма «Крушитель»
Кадр из фильма «Крушитель»

Бенни Сэфди привез на венецианский кинофестиваль в этом году фильм о Марке Керре — одном из величайших тяжеловесов в истории смешенных единоборств и выиграл приз за лучшую режиссуру . В нашей рецензии рассказываем чем примечательна картина в главных ролях которой Дуэйн Джонсон и Эмили Блант.

О чем фильм и кто его снял?

Кадр Кадр из фильма «Крушащая машина»
Кадр из фильма «Крушащая машина»

Марк Керр — легендарный американский боец смешанных единоборств, доминировавший в конце 1990-х. Он был двукратным чемпионом турниров Pride FC, обладал впечатляющей физической мощью и борцовской базой, благодаря которой считался практически непобедимым. Его карьера, однако, сопровождалась тяжёлыми травмами и зависимостями, что позже стало темой документального фильма The Smashing Machine. Именно его историю в 2025 году экранизировал один из  братьев Сэфди. Причем режиссер обратился не к восхождению спортсмена и приобретению его статуса легендарного бойца, а попытался углубиться в его человеческую суть и задаться вопросом: каким Марк был человеком?

Картину поставил Бенни Сэфди — не только режиссёр, но и актёр; вы могли видеть его у Кристофера Нолана в «Оппенгеймере», например. Братья Сэфди — Джош и Бен — одни из самых ярких и дерзких американских режиссёров современности, прославившиеся своим нервным, «взвинченным» стилем. Они снимают фильмы о людях, загнанных в угол, — с хищной камерой, плотным монтажом и ощущением постоянной тревоги.

Их прорывом стал криминальный триллер «Хорошее время» с Робертом Паттинсоном, а мировой успех закрепил фильм «Неогранённые драгоценности» с Адамом Сэндлером. Режиссёры являются любимцами международных фестивалей — и небезосновательно. В этом году братья разделились, и каждый из них выступил в качестве постановщика по отдельности: Бенни снял «Крушителя», а Джош поставил «Марти Великолепного».

Каким получился фильм?  

Кадр из фильма «Крушитель»
Кадр из фильма «Крушитель»

«Крушитель» в качестве метода съёмки использует что-то сильно напоминающее мокьюментари (псевдодокументальный фильм). Документальной лентой это, конечно, не назвать: это игровое кино с двумя мощными артистами в центре, но ощущение реализма не покидает. Решение снять картину как своеобразное реалити, причём телевизионного формата, добавляет режиссуре глубины и оптики, позволяющей взглянуть на героя чуть глубже, чем это делает традиционный байопик.

Бенни Сэфди здесь интересует не спортсмен по прозвищу «Крушитель», а человек Марк Керр. С виду монструозная махина внутри оказывается надломленной, борющейся со своим главным демоном — стремлением к идеальности. Смотря эту ленту, многие могут подумать, что главная проблема Марка — его зависимость, но препараты, глушащие боль, — это следствие большого психологического надлома, случившегося после первого поражения в карьере бойца. Перед тем как в профессиональном рекорде в графе поражений перестанет быть нолик, герой даёт интервью японскому журналисту. На вопрос: «А если вы проигрываете, что вы будете чувствовать на самом деле?» Марк начинает нервничать (и тут можно лишь поаплодировать всему актёрскому спектру Дуэйна Джонсона) и говорит, что он даже не знает, какого это — быть проигравшим.

После поражения герой опускается в свой личный ад, и, казалось бы, классическими тропами спортивных драм он должен вернуться и выиграть чемпионат, но Сэфди зациклен не на этом. Его интересует трансформация ада не в рай, но хотя бы в чистилище бытовой жизни. В этом плане «Крушитель» может многому научить и говорит о довольно важных вещах, не создавая у ленты сказочной атмосферы, часто присущей спортивным историям в кинематографе.

Бойцу Марку Керру, может, и сложно сопереживать, но вот человеку Керру — с этим зритель может легко справиться: зависимости и созависимые отношения, попытки выбраться из сложной ситуации в той или иной степени знакомы смотрящему.

Кадр Кадр из фильма «Крушитель»
Кадр из фильма «Крушитель»

Тем не менее, создавая образ героя, Сэфди и Джонсон (актёр ещё и продюсер картины) не забывают о спортивной составляющей: индустрия единоборств тут показана реалистично — тренировочные кэмпы перед боями, легендарные турниры UFC и Pride, их закулисная жизнь, даже накладка швов на рану внушает доверие любому, кто знаком с миром единоборств. Принять участие в съёмках были приглашены звёзды из мира боевых искусств: Бас Раттен, Александр Усик и Райан Бейдер. Последний исполнил роль легенды спорта и, признаться честно, сделал это очень уверенно.

Кадр Кадр из фильма «Крушитель»
Кадр из фильма «Крушитель»

Что касается исполнителя главной роли, то Дуэйн Джонсон давно заслуживал такого поворота событий.Бывший рестлер, шоумен и актёр блокбастеров подозревался в хороших актёрских навыках, и в «Крушителе» он их выдаёт сполна. Изображение сложных эмоций, отчаяние и передача оттенков чувств, испытываемых героем, через глаза — всё это способен сделать Скала, и удаётся ему это очень и очень хорошо. Верится, что у актёра есть шансы получить номинацию на «Оскар». Не отстаёт и Эмили Блант — в таком образе на экране её ещё не было: провинциальная американка с несуразной укладкой и пошлыми нарядами поддерживает главного героя как умеет — нездоровой любовью. Яркая и интересная роль получилась.

Во время реалистично показанных сцен боёв часто играет джаз, наводящий на мысль о схожести единоборств и этой музыки. В мире, где в октагоне или на ринге происходит настоящее месиво, всё равно есть правила — как и в мире хаотичных джазовых гармоний и перепрыгиваний во время импровизации из одной тональности в другую. Как и в жизни Марка Керра, пытающегося как-то собрать осколки воедино, словно вазу, разбитую героиней Эмили Блант.

Джаз, бои, рутина бытия — всё это упорядоченный хаос, и главное — найти баланс, чтобы не сломаться. Думается, об этом снял картину Бенни Сэфди — и сделал это достойно.

Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил
Главный редактор ФЛЭТЛУУПС.КУЛЬТУРА