Top.Mail.Ru
Кирилл Титов изображение профиля Кирилл Титов

Киллиан Мерфи в «Стиве»: драмеди про хаос и спасение в исправительной школе

Киллиан Мерфи в «Стиве»: драмеди про хаос и спасение в исправительной школе

Получив «Оскар» за «Оппенгеймера», наш любимый ирландец Киллиан Мерфи решил посвятить себя маленьким независимым проектам с родного острова. Сначала это была экзистенциальная драма «Мелочи жизни», а вот теперь — снова драма, но с комедийными элементами, лента под названием «Стив». Мерфи здесь играет главную роль и практически ни на минуту не пропадает из кадра. В новой рецензии разберёмся, насколько хорош очередной перформанс актёра и какие вопросы поднимает далеко не такая простая картина, как может показаться на первый взгляд.

1996-й. В британской школе для проблемных подростков царит полный бардак. Директору Стиву (Мерфи) приходится разрываться на части: он ищет способ не дать чиновникам закрыть школу, пытается показать её с лучшей стороны приехавшей телегруппе и в то же время хочет достучаться до угрюмого парня по имени Шай (Джей Ликурго).

Режиссёром ленты, вышедшей на платформе Netflix, вновь стал Тим Милантс — постановщик уже работал с Мерфи над картиной «Мелочи жизни» и сериалом «Острые козырьки». Сюжет, который растягивается на один сумасшедший день, — адаптация книги Макса Портера. К слову, он же и написал сценарий.

В «Мелочах» Мерфи играл (не в обиду актёру) типичного персонажа Мерфи: закрытого, угрюмого, немногословного. В новой ленте Милантса ирландец раскрывается с другой стороны: здесь он шебутной директор, который бегает от подростка к подростку, из комнаты в комнату и никогда не сидит на месте. Стив — крайне эмоциональный персонаж, который, услышав новости о закрытии своей школы-интерната, ни в словах, ни в действиях себя не сдерживает.

Виной тому, вероятно, не столько сам характер героя, сколько его вредные привычки: он без конца принимает какие-то таблетки — скорее всего, обезболивающие, — пьёт попеременно то оксикодон, то алкоголь. Оказывается, Стив какое-то время назад попал в серьёзную аварию — узнаём мы это ни из его уст, и даже не через флешбек: об этом упоминает его заместительница. Никаких подробностей, но у зрителя в этот момент складывается пазл — мужчина пережил страшное, получил физическую и моральную травму и теперь сидит на обезболе круглые сутки. Ещё он иногда делает упражнения — что-то вроде физиотерапии: тело Стива всё ещё не окрепло, как и его душа.

Мерфи в новом образе крайне непривычен: во-первых, эта дурацкая борода, которую мы не видели (и слава богу) со времён второго «Тихого места». Во-вторых, гиперактивность и, как было упомянуто ранее, повышенная эмоциональность. Крайне необычно видеть его таким безостановочным ураганом. Конечно же, Мерфи справляется с ролью на ура. Возможно, его персонажу слегка не хватило глубины, но это точно не вина артиста.

Помимо ирландца, здесь также хорошие партии у Трейси Ульман и Джея Ликурго. Первая играет зама директора — женщину, которая не меньше Стива озабочена делами школы и ребятами, которые там учатся. Стив и Аманда (так зовут героиню Ульман) — настоящие фанатики своего дела, которые готовы работать за гроши и не спать ночами, лишь бы их школа процветала, а подростки набирались хороших манер.

Джей Ликурго играет Шая, одного из учеников. В начале картины мы наблюдаем за разговором юноши и его матери по телефону: та отказывается от сына, убеждая, что так будет лучше для всех. После этого Шай полностью уходит в себя. Он, и без того потерянный малец, окончательно сломлен. В комнате Шая стоит рюкзак, набитый камнями. Рядом со школой — озеро. Возможно, ночью произойдёт трагедия.

Снят «Стив» преимущественно с ручной камеры. Оператор неустанно бежит за Мерфи и остальными актёрами, которые здесь практически никогда не стоят на месте. Весь фильм в движении. Весь фильм — движение. И только на следующее утро, когда заканчивается картина, оператор наконец ставит камеру на штатив, а актёры успокаиваются. Мы проживаем вместе с ними катарсис. И это чувство единения с персонажами в финале ленты — награда для зрителей, которые вместе с героями прошли через маленький ад. Ад одного дня, когда на школу свалилась эта съёмочная группа, что вечно путается под ногами, и новость о закрытии через шесть месяцев.

«Стив» — кино не идеальное, но сделанное с большой любовью. Видно, что вся команда на площадке горела своим делом точно так же, как и сами герои картины. А ещё это очень важное напоминание о том, что нужно следить за своим ментальным здоровьем и не бояться обращаться за помощью. Никто по-настоящему в этом мире не одинок — об этом говорят авторы зрителям. И мы, может и нехотя, но верим: финал не оставляет нам другого выбора.

Кирилл Титов изображение профиля Кирилл Титов
Редактор Кино