«Яуджа ни для кого не добыча. У яуджа нет друзей. Яуджа — хищник»
Таким предисловием начинается седьмой фильм франшизы «Хищник»*, и мы расскажем, почему это кино не только самое мощное в своей серии, но и в своём жанре.
О чем фильм и кто его снял?

Создателями фильма являются режиссёр Дэн Трахтенберг («Кловерфилд, 10», «Пацаны») и сценарист Патрик Эйсон («Сосны», «Джек Райан»). Они уже работали вместе над созданием сиквела «Хищника» — фильмом «Добыча», который вышел в 2022 году. Он был хорошо принят публикой и критиками, благодаря чему на «Хищник: Планета смерти» удалось получить самый большой бюджет за всю историю франшизы — $105 млн.
В главных ролях снялись молодая и очаровательная Эль Фэннинг (близнецы-андроиды Тиа и Тесса) и начинающий актёр Димитриус Шустер-Колоамотаги (Хищник Дек).
Над саундтреком, который хочется отметить отдельно и сразу скачать после просмотра, работали композиторы Сара Шахнер (Call of Duty: Modern Warfare 3) и Бенджамин Уоллфиш — опытный голливудский деятель.
Съёмки фильма проходили в Новой Зеландии — и это заметно. Локации потрясают своим масштабом, напоминая «Властелин колец» Питера Джексона.
Фильм позиционирует себя как независимая самостоятельная часть франшизы, созданная с целью расширения вселенной «Хищника». Специально для этой части был создан полноценный язык расы хищников, для чего привлекались специалисты, создавшие наречие племени на’ви в «Аватаре».
Лицевые движения хищников были созданы компьютерной графикой, а не аниматроникой — для лучшей передачи эмоций. И это потрясающе — слышать мощную чирикающую речь этих огромных клыкастых чудищ с дредами.
В центре сюжета на этот раз оказался сам Хищник — самый слабый, по имени Дек. Его исключили из клана, и он отправился на планету Генна, чтобы уничтожить чудовищного Калиска и принести трофей домой, доказав свою силу и право находиться в клане.
Каким получился фильм?

Принято считать: какой тон задаст открывающая сцена, таким и получится само кино. Для «Хищника: Планета смерти» это работает идеально.
Фильм потрясает своим величием с первых минут. Красивый визуал планеты хищников, проработанный язык яуджа, драйвовый ритм, мощный саунд, детализированный образ героев и их жестокого мира, где нет места слабым. Но самое невероятное — другое: здесь есть претензия на такую высокую драматургию, которой даже Шекспир бы позавидовал.
Вот чем захватил зрителя этот фильм — человечностью на фоне расчленёнки. Он показывает, что даже в мире хищников есть место самопожертвованию и доброте. Этими лейтмотивами пронизано всё кино.
«Будь добрее — и разные твари к тебе потянутся», «чувствительность помогает понимать других существ» — вот что оно декламирует. Трахтенберг и Эйсон забрались в самые глубины души и показали, что даже в слабости есть сила, особенно если дать ей мотивацию и окружить её добротой.

Фильм ценен тем, что, сохраняя традицию научно-фантастических боевиков, традицию саспенса и мрачного визуала франшизы, он вносит то, чего так не хватало в блокбастерах прежних лет: он раскрывает внутренний мир героя, даёт заглянуть в его мысли (например, Хищник Дек рассказывает, что ему больше всего нравится в охоте расчленять череп твари — и это как минимум забавно), даёт место состраданию, ошибкам, прощению и дружбе.
И всё это органично вписывается в мощную мясорубку из чудовищ, хищников и синтетиков. Расчленёнка в опасных джунглях — это база, от которой фильм не отказывается ни на секунду. «При создании фильма я вдохновлялся историями о Конане-варваре, фильмами “Безумный Макс 2: Воин дороги” (1981), “Книга Илая” (2010), вестернами Клинта Иствуда, а также игрой “Тень Колосса”», — рассказывал Дэн Трахтенберг. И это заметно. Экшен здесь на высоком уровне.
Смешно сказать, но именно фильм с массовыми сценами жестокости призывает нас к доверию и защите «своих». Кино балансирует на грани боевика, драмы и местами комедии — и только выигрывает от этого.
Секрет успеха «Хищника: Планета смерти» — в идеально рассказанной истории про аутсайдеров, которые могут дать жару, созданной молодой вдохновлённой командой. Перед нами — проработанный сценарий с идеальным хронометражем (107 минут). В фильме нет ничего лишнего. Вы не успеете заскучать, а после останется мощное положительное впечатление. Зритель получает то, чего ожидал, и даже больше.
Есть уверенность, что фильм породит большую фанатскую базу, и мы увидим ещё не одно кино про хищника от тех же создателей. Потому что это новый вид экшена — с мозгами и сердцем, при сохранении крутой драйвовости, от которой идут мурашки. Это по-настоящему крутое кино, которое мы заслужили. Браво!
Интересно, что новый «Хищник» впервые вышел с возрастным рейтингом PG-13 (13+), что позволило значительно увеличить зрительскую аудиторию и, соответственно, кассовые сборы. Фильм уже собрал более $80 млн. До этого все части франшизы имели рейтинг R (18+).

*Хищник — представитель инопланетной расы охотников. Это крупные (рост более двух метров) разумные гуманоиды, обладающие передовыми технологиями — шлемом с тепловым зрением и невидимым камуфляжем. Их голова напоминает смесь рептилии и насекомого, с большой ротовой частью и длинными «дредами»-рецепторами. Хищники ловкие, сильные и быстрые. Их кровь имеет люминесцентно-зелёный цвет.
Они владеют космическими кораблями и совершают межзвёздные перелёты. На Землю прибывают ради охоты — для развлечения и спортивного интереса. Охотятся поодиночке, реже группой. Больше всего их привлекают опасные «жертвы». После убийства оставляют себе трофей — череп и кости существ.