В этом году Ричард Линклейтер продуктивный режиссер. В Каннах его «Новая волна», как Годар снимал свой дебют, была встречена очень тепло и добралась до российского проката, а несколькими месяцами до французского фестиваля Берлинский кинофестиваль увидел камерную, но не менее заслуживающую внимания картину «Голубая луна». Чем примечательна эта картина — рассказываем в нашей рецензии.
О чем этот фильм и кто его снял?
Лоренц Харт — американский поэт-песенник и либреттист бродвейских мюзиклов первой половины XX века. Один из величайших авторов текстов в истории американского мюзикла и джаза. Этот когда-то гениальный человек не справился со своей зависимостью и скончался в возрасте 48 лет от алкоголизма.
Картина рассказывает об одном вечере этого творца, который он провел в баре после премьеры мюзикла «Оклахома», песни к которому он не написал. Это был первый раз, когда Харт не сотрудничал с его творческим другом Ричардом Роджерсом — одним из важнейших композиторов того времени. Этот вечер пытается зрителю рассказать очень много о проблемах творческих людей и о том, как с ними справляться не надо.

«Голубую луну» поставил Ричард Линклейтер. Если кто-то скажет, что это важный и заметный автор современного авторского кинематографа, то он будет прав. Линклейтер знаменит своей трилогией «Перед», рассказывающей о любовных взаимоотношениях на протяжении долгого времени, и конечно же картиной «Отрочество», которую он снимал в течение 12 лет, и возможно это главный авторский фильм XXI века. Линклейтер очень любит работать с актером Итаном Хоуком, и «Голубая луна» стала не исключением.
Каким получился фильм?
Линклейтеру в этой небольшой полуторачасовой картине удается рассказать об очень важных вещах в мире искусства. Если «Новая волна» говорит о важности творчества, фильм является признанием американского автора к французскому кинематографу, «Голубая луна» показывает, как творчество может разрушить человека. Лоренц Харт в фильме Линклейтера — сломленный герой, находящийся на грани нервного срыва. Его алкоголизм ведет его к погибели, а невозможность порадоваться за успехи коллег показывает, как творческое начало может убить хорошие качества внутри человека.

И весь спектр глубины Ричард Линклейтер не смог бы передать, если бы не грандиозная роль Итана Хоука. Поражаешься, насколько это непримечательный фильм, который нужно обязательно посмотреть, ведь пропустить такую роль просто непростительно.
Если бы Шон Пенн из «Битвы за битвой» шел в номинации «лучшая мужская роль», а не «второстепенная», то как будто Хоук — единственный конкурент ему в этом году. Решение снимать персонажа так, чтобы показать его ощутимо низкого роста — просто гениально. Хотелось бы, чтобы Хоук получил свою долю славы за эту роль.

У Линклейтера отлично получается работать с настроением картины — это одновременно нежная, милая работа и отталкивающая, трагичная в одном лице. Весь этот спектр сложных чувств дает зрителю глубочайший анализ творческого человека, который был показан в кино.
«Голубая луна» — небольшая картина, способная легко затеряться в веренице больших релизов. Нельзя этого делать, это кино нужно смотреть. Оно великолепно.
Один из лучших фильмов года.