Гильермо дель Торо давно сотрудничает с Netflix, и это сотрудничество выгодно для обеих сторон. Стриминговый гигант с помощью мексиканского режиссёра укрепляет свою репутацию в сфере культуры — через фестивали и награды, — а дель Торо получает возможность снимать всё, что ему хочется. После «Пиноккио» Гильермо наконец реализовал проект своей мечты — «Франкенштейн», о котором и пойдёт речь в сегодняшней рецензии.
О чём фильм и кто его снял?

«Франкенштейн» — очередная экранизация романа Мэри Шелли, ставшего культовым скорее благодаря многочисленным адаптациям и образам в поп-культуре, чем благодаря самой литературе. Если кто-то вдруг не знаком с первоисточником, сюжет таков: молодой учёный Виктор Франкенштейн, одержимый идеей научного прорыва, создаёт из трупов живое существо. Он не задумывается о последствиях и о том, что такой эксперимент может обернуться не благом, а угрозой для человечества. Монстр пытается найти своё место в мире, но сталкивается лишь с неприятием, ожесточается и постепенно вынашивает план мести своему создателю.
Гильермо дель Торо шёл к экранизации этого романа очень долго. Он впервые заговорил о проекте в начале 2000-х, пытался запустить его на разных студиях, переписывал сценарий, но постоянно сталкивался с отказами. В интервью дель Торо признавался, что мечтает снять «Франкенштейна» с подросткового возраста — его личная «одержимость» длится уже больше 40–50 лет, а непосредственно попытки запустить фильм в производство продолжаются около двух десятилетий. Наконец Netflix дал карт-бланш на проект, и сейчас высоки шансы, что современный мексиканский мастер получит номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру.
Кто сыграл главные роли?

Виктора Франкенштейна играет Оскар Айзек — это его первая работа с дель Торо. Роль монстра исполнил Джейкоб Элорди, звезда «Эйфории». Элизабет играет Миа Гот, известная по хоррорам Тая Уэста. Специально для Кристофа Вальца дель Торо написал персонажа, которого нет в романе. Среди других заметных актёров — Чарльз Дэнс («Игра престолов»), который играет отца Франкенштейна, и Дэвид Брэдли (Аргус Филч из «Гарри Поттера»).
Каким получился фильм?

На самом деле с повествованием здесь интересная история. Это одновременно и самая приближённая экранизация к тексту, и самая отдалённая. «Франкенштейна» Мэри Шелли часто называют готическим романом идей, и в этом плане тон фильма дель Торо максимально совпадает с первоисточником: хоррора ждать не стоит, но поклонники творчества режиссёра, скорее всего, это понимают. А вот что касается самого содержания романа, то режиссёр взял от него лишь имена героев, локации и структуру. Нарратив ленты, как и у книги, условно разделён на три больших отрезка: эпилог, рассказ Виктора Франкенштейна и рассказ монстра. Но если Шелли расставляла акценты более аккуратно, то у Гильермо сразу понятно, кто на самом деле является монстром.
Важным аспектом подачи становятся отношения Виктора с отцом: они холодные и жестокие, и то же самое главный герой переносит на взаимоотношения со своим творением. Жестокость порождает жестокость — именно эту мысль Гильермо дель Торо ставит во главу угла в своей экранизации «Франкенштейна». Надо сказать, что у него это получается убедительно, хоть и случаются лёгкие проблемы с темпом повествования. Однако это, скорее, особенность выбранного текста для адаптации: помимо культового образа живого мертвеца, тяжело назвать роман Мэри Шелли безусловным шедевром.

Отдельно стоит отметить работу дель Торо с первоисточником в плане концовки. Режиссёру удалось создать настоящий катарсический финал, который по идейной силе можно сопоставить с «Сентиментальной ценностью».
Говоря о визуальной составляющей, можно заключить одно — фильм великолепен. Это один из лучших проектов Гильермо дель Торо с точки зрения того, как картина выглядит: порой от креативности построения кадра захватывает дух. Заметно, что совместная работа Хидео Кодзимы и дель Торо пошла на пользу: не только японец вдохновился подходом мексиканца, но и наоборот.

Александр Деспла, работавший над музыкой к «Франкенштейну», написал свою лучшую работу за последние пять лет, без преувеличений.
С точки зрения актёрской игры хочется похвалить и Оскара Айзека, и Джейкоба Элорди. Если первый убедительно изображает одержимого творца с примесью наследственной жестокости, то второй демонстрирует, что он может быть разноплановым актёром с большим потенциалом. Однозначно — это лучший образ Франкенштейна на экране. Мии Гот, как будто, не хватило хронометража, чтобы раскрыть свой образ полностью, а Кристоф Вальц прекрасен в каждой сцене, где появляется.
«Франкенштейн» Гильермо дель Торо — это точно лучшая экранизация текста Мэри Шелли, когда-либо снятая. Он визуально прекрасен, превосходно сыгран и берёт из книги всё лучшее, что в ней есть, а неоднозначные моменты перерабатывает. Вероятно, вспоминая фильмографию режиссёра, «Франкенштейн» войдёт в число его самых ярких работ. Что касается наградного потенциала, кажется, у этой картины не так много шансов стать фаворитом: в этом году правят политические и социальные повестки. Но это не значит, что фильм можно пропускать.