История о чудовище, созданном Виктором Франкенштейном, завораживает публику до сих пор. По факту, это первый «зомби», которого все полюбили. Но за что? Почему такой ажиотаж? Экранизаций фильмов о Франкенштейне просто не счесть — их более сорока.
Кажется, что готический роман, написанный Мэри Шелли, женой почитаемого британского поэта Перси Биши Шелли, в 1818 году под названием «Франкенштейн, или Современный Прометей», будет актуален всегда и постоянно порождать новые варианты визуальной интерпретации.
Накануне выхода в сеть «Франкенштейна» Гильермо дель Торо разберём главные экранизации этой истории и ответим на вопрос, почему она продолжает завораживать людей спустя 200+ лет. Поехали!
Сюжет истории
Он един для большинства экранизаций, за исключением спин-оффов вроде «Невесты Франкенштейна», «Сына Франкенштейна» и др., но так или иначе все фильмы опираются на сюжет Мэри Шелли.
Интересно, что роман начинается в Петербурге и Архангельске. Оттуда исследователь Уолтон отправляется на Северный полюс, где находит измученного Виктора Франкенштейна. Тот рассказывает Уолтону историю своей жизни.
Виктор Франкенштейн родился в аристократической семье в Женеве.
Любопытно, что Мэри Шелли начала писать роман именно в Швейцарии, где отдыхала с мужем и друзьями, включая Байрона. Ради забавы компания решила сочинять страшные истории. Так и родился «Франкенштейн», названный в честь немецкого замка, где жил алхимик Иоганн Диппель, ставший прототипом Виктора Франкенштейна.
С детства Виктора тянуло ко всему таинственному. Он изучал труды алхимиков, в том числе Парацельса. В юности у него умирает мать, и отец отправляет его учиться в университет. Под влиянием профессора Вальдмана Виктор глубоко погружается в вопросы о причинах зарождения жизни.
Два года исследований дают результат: Виктор находит способ превращения неживой материи в живую. Он собирает из частей умерших гигантское существо и оживляет его. Но, ужаснувшись своему творению, сбегает из лаборатории.
Следующие два абзаца содержат спойлеры
Далее начинается череда трагедий. Монстр убивает младшего брата Виктора, желая отомстить создателю за свое уродство и ненависть людей. Он просит Франкенштейна создать ему невесту, чтобы не быть одиноким. Виктор отказывает — и следуют новые смерти. В погоне за чудовищем Франкенштейн оказывается на Северном полюсе, где его и находит Уолтон.
Виктор умирает, а монстр, раскаявшись, решает уйти в ледяные пустоши и сжечь себя.

Трагизм сюжета, глубина фабулы и вечные темы — одиночество, неприятие обществом, разрушительность мести, боль от отверженности создателем — делают историю неисчерпаемой.
Именно поэтому желание переснимать «Франкенштейна» вновь и вновь лежит в самой сути истории: она бьёт точно в сердце. Она заставляет задуматься, кто настоящий монстр.
Главные экранизации
«Франкенштейн» (1910)

Историю экранизировали почти сразу после появления кинематографа.
Короткометражка длиной 13 минут вышла в 1910 году. Это было немое кино производства студии Эдисона. Режиссёр — Джеймс Сирл-Доули, впоследствии снявший 149 немых фильмов.
Фильм — сокращённая версия романа, где убраны мрачные элементы (включая смерти). Интертитры намекают, что мозг монстра с самого начала был «злым».
В финале — метафоричная сцена: монстр исчезает, оставляя отражение в зеркале. Франкенштейн смотрит в зеркало и вместо себя видит чудовище — затем оно вновь превращается в его отражение. Становится очевидно: настоящий монстр — сам Виктор.
«Франкенштейн» (1931)

Самая культовая экранизация.
Именно здесь прозвучала легендарная фраза:
«Оно живое! Живое!» (“It’s alive! Alive!”)
Фильм стал вторым проектом из серии «Монстры Universal» после «Дракулы».
Грим монстра, созданный Джеком Пирсом, и образ Фрица — горбатого помощника Франкенштейна (Дуайт Фрай) — стали культовыми. Именно этот визуальный образ — плоский лоб, широкое лицо, болты в шее — навсегда закрепился в массовой культуре.
«Я сидел за гримёрным столом по три с половиной часа каждый день. Это было болезненно», — Борис Карлофф.
Фильм был снят по мотивам театральной пьесы. Действие перенесли в Баварию. Впервые появляется идея оживления электричеством (у Шелли способ не описан).
Многие сцены стали иконографией Франкенштейна: толпа с факелами, удар молнии, лаборатория в башне.
Монстра сделали злым из-за «ошибки» — ему пересадили мозг преступника. Но зрителю всё равно его жалко: он непонят и отвержен.
Запомнилась жестокая сцена: монстр играет с девочкой у озера и случайно топит её. Карлофф отказывался играть эпизод, но режиссёр настоял.
В 1935 году вышло продолжение — «Невеста Франкенштейна».
В 1991 году фильм внесён в Национальный реестр фильмов США.
«Проклятие Франкенштейна» (1957)

Британцы экранизировали роман только в 1957 году — «Проклятие Франкенштейна». Монстра сыграл Кристофер Ли — почти двухметровый гигант. Фильм стал началом франшизы студии Hammer Horror.
Здесь никто не вызывает сочувствия: монстр — бездумный злодей, а сам Франкенштейн — расчётливый негодяй. Тот редкий случай, когда создатель оказывается страшнее своего творения.
«Молодой Франкенштейн» (1974)

Комедийная пародия Мела Брукса. История о внуке Виктора, который приезжает в замок и обучает монстра... танцевать. Сатира на Голливуд и хорроры Universal.
«Франкенштейн Мэри Шелли» (1994)

В 1994 году выходит фильм Кеннета Браны.
Монстра сыграл Роберт де Ниро, Элизабет — Хелена Бонем Картер.
Экранизация считается наиболее близкой к тексту Шелли, но фильм приняли прохладно: постановка тяжеловесна, спасает только де Ниро.
Кристофер Ли, сравнивая эту версию со своей, сказал:
«Разница? 40 лет и 40 миллионов долларов».
«Франкенштейн» (2025)

Гильермо дель Торо мечтал о фильме пятнадцать лет, занимался разработкой с 2008 года.
Если вспомнить «Форму воды», там тоже монстр, которого никто не понимает. Дель Торо умеет рассказывать истории о «чудовищах», к которым зритель испытывает сострадание.
У него всегда потрясающая визуальная фантасмагория — детализация миров («Багровый пик», «Аллея кошмаров», «Лабиринт Фавна»). И здесь мы наверняка увидим то же: атмосферу, готику, рефлексию, боль.
Читайте нашу статью о лучших фильмах Гильермо Дель Торо
Но главный вопрос — сможет ли дель Торо погрузиться в тёмные глубины романа Шелли и выйти за рамки «сказки о чудовище»?
Интересно: в 2026 году выходит «Невеста Франкенштейна» — с Кристианом Бейлом в роли монстра.