Феномен первого фильма про аниматроников «Пять ночей с Фредди» (2023), основанного на серии видеоигр Five Nights at Freddy’s в жанре хоррор, состоит в том, что при маленьком бюджете он собрал большую кассу.
Смотрите сами: бюджет кино составил $20 млн, а в прокате оно собрало $297,1 млн. Несмотря на негативный приём критиков, фильм выиграл за счёт своей фанбазы: поклонникам игры Скотта Коутона кино пришлось по душе. Конечно, боссы Universal Pictures и Blumhouse Productions побежали делать сиквел.

Суть сюжета игры состоит в том, что охранник остаётся дежурить на пять ночей в семейной пиццерии, и его начинают кошмарить зловещие аниматроники, которые обладают душами пропавших детей. Дети были убиты и похищены создателем аниматроников. Они жаждут отомстить своему убийце и принимают охранника за него.
Первый фильм повторяет сюжет игры с некоторыми дополнениями: аниматроники Фредди, Бонни, Чика, Фокси и Золотой Фредди охраняют по ночам свою территорию пиццерии, но проникаются к охраннику Майку (Джош Хатчерсон) и его сестре Эбби, и в конце убивают своего создателя — Уильяма Афтона (Мэттью Лиллард).
О чём фильм и кто его снял?
«Пять ночей с Фредди 2», как и первый фильм, сняла Эмма Тамми, а сценарий написал создатель игры Скотт Коутон. Эмма Тамми — начинающий режиссёр: она стажировалась у Роберта Олтмана и имеет за плечами один полнометражный фильм в жанре хоррор-вестерн «Обитель страха» (2018), который тепло был принят критиками. Фильмы франшизы «Пять ночей с Фредди» стали для неё вторым и третьим картинами соответственно.

Джош Хатчерсон («Голодные игры»), Пайпер Рубио, Элизабет Лэйл («Однажды в сказке») и Мэттью Лиллард («Крик», «Трое в каное») вернулись к своим ролям в сиквеле. К касту присоединились легенда франшизы «Крик» Скит Ульрих и Маккенна Грейс, звезда новых «Охотников за привидениями». Съёмки проходили в Новом Орлеане с ноября 2024 по февраль 2025. В основу сюжета легли события второй игры Five Nights at Freddy’s.
Каким получился фильм?
Открывающая сцена возвращает нас в 1982 год, когда открылась первая «Пиццерия Фредди Фазбера». Одинокая девочка Шарлотта заметила, как в общей суете кто-то в костюме аниматроника утащил мальчика. Она пытается предупредить взрослых, но они заняты разговорами и не обращают на неё внимания. Она идёт спасать малыша и погибает. Её душа вселяется в Марионетку, которая по образу похожа на персонаж Каонаси в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесённые призраки». Последняя эмоция — ярость на взрослых, которые бросили её в беде, осталась с ней и после смерти. Вокруг этого события и строится весь сюжет второго фильма.

Возвращаемся к основной сюжетной линии. Прошёл год с момента кошмара в «Пиццерии Фредди Фазбера». История о произошедшем превратилась в местную легенду, в честь которой даже проводят фестиваль «Фазфест». Бывший охранник Майк заботится об 11-летней сестре Эбби и дружит с полицейской Ванессой. Эбби скучает по друзьям-аниматроникам Фредди, Бонни, Чике и Фокси и часто приходит в заброшенную пиццерию. Ванессе снятся события прошлого о гибели Шарлотты, с которой она вместе была в момент смерти, и видятся страшные вещи о мёртвом отце-убийце, который никак не может её отпустить.
Эбби находит старую говорящую игрушку, которая в какой-то момент запускается, и девочка оживляет аниматроников, которыми на самом деле управляет злобная марионетка с душой Шарлотты через радиосигнал. Это запускает ужасающую череду событий.

Если сравнивать первый и второй фильм, то второй больше претендует на жанр хоррор и больше углубляется в мир игры, раскрывая тайны семьи Афтонов. Вселенная первого фильма полностью сохранилась, так как актёры и создатели остались прежними. Можно отдельно похвалить актёра Уэйна Найта («Парк Юрского периода») в роли учителя робототехники, который как всегда прекрасно справляется с ролями невыносимо противных персонажей.
Фильм можно похвалить за прекрасный монтаж. С самого начала он радует своими продуманными креативными переходами. Работа команды Jim Henson’s Creature Shop над созданием аниматроников поистине восхищает: они получились живыми и очень зловещими. Операторская работа талантливо подчёркивает ужасные лица аниматроников и их создателя, используя крупные планы и увеличенную линзу.

Фильм в меру наполнен шутками, которые действительно забавляют, мягкими скримерами и элементами саспенса: пару раз даже мурашки пробежали по коже.
Дело в том, что создатели фильма осознавали, для кого они делают кино и кто массово пойдёт его смотреть: дети и подростки. Когда автор рецензии сидела в кинозале, при появлении на экране одного из аниматроников зрители радостно закричали: «Чика!», а после окончания фильма дружно хлопали в ладоши. Поэтому авторы фильма не стали жестить: сделали сцены в меру страшными, а шутки — добродушными. Создатели также не забыли и о боли многих детей: что они не нужны родителям. Фильм наполнен родительской рефлексией о потерянном воспитании.

Фабула довольно долго раскачивается, чтобы дойти до финального экшена, где злые аниматроники сражаются с добрыми, и немного проседает к концу второго акта. Есть некоторые недоработки сценария, и моменты «чудесного» спасения кажутся наивными. Кульминация, когда на кону стоит жизнь жителей города, действительно удалась: испытываешь трепет от того, что добро победило зло. Хотя можно обвинить её в некоторой сокращённости.
Эмму Тамми можно похвалить за режиссуру. Получился довольно милый и уютный ужастик для детей и подростков по серии игр, в которые они играли. Фильм не претендует на шедевр, он просто хочет порадовать фанатов.
Если воспринимать кино так, тогда все углы сгладятся, и можно получить удовольствие от просмотра. Взрослым же фанатам фильм, возможно, покажется «недо». Но художественная постановка явно порадовала подрастающих фанатов, о чём говорит и касса: на фильм потратили $36 млн, а в прокате за неделю он собрал $109 млн. В разработке находится третья часть франшизы, что видно и по заключительной сцене фильма. Поэтому ещё год-два — и мы с вами пойдём на «Пять ночей с Фредди 3».