На Netflix вышла новая картина Ноа Баумбаха «Джей Келли» с Джорджем Клуни и Адамом Сэндлером в главных ролях. Фильм участвовал в венецианском кинофестивале, а что из этого получилось — рассказываем в нашей рецензии.
О чем фильм и кто его снял?

В десятых Баумбаха прозвали одним из самых перспективных авторов современного американского кино. Ретро-визуальный язык режиссера часто напоминает фильмы Вуди Аллена, при этом назвать его эксплуататором нельзя: за годы своей работы Баумбах выработал собственный стиль. В его фильмах большое значение имеет постановка диалогов между героями и исследование семейных, порой сложных, взаимоотношений. В 2019 году венцом его карьеры стала картина «История о супружестве» — камерная, но мощная драма с Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. В 2022 году вышел экспериментальный «Белый шум», глобально признанный неудачей. По пути к «Джей Келли» Баумбах поработал со своей супругой Гретой Гервиг, написав с ней в соавторстве сценарий для «Барби».
«Джей Келли» — это очередное сотрудничество Баумбаха и Netflix. По сюжету известный актер по имени Джей Келли впадает в творческий кризис и пытается по отрывкам памяти проанализировать свой актерский путь и жизнь, которой он пожертвовал ради успеха. В этом ему помогает его менеджерская команда, без которой он никуда, — и основного ассистента играет Адам Сэндлер. Кино участвовало в конкурсе венецианского кинофестиваля 2025 года.
Каким фильм получился?

Если ты хочешь стать звездой, то должен врать, когда играешь, и врать, когда являешься самим собой. Что-то примерно такое сказал преподаватель актерского мастерства своему молодому ученику по имени Джей Келли. Эта мысль о том, является ли актер вообще человеком или его личность стирается, вплетена вглубь нового фильма Баумбаха. Первый режиссер, который открыл актерский талант главного героя, однажды говорит ему, что «мы с тобой состоим из фильмов».
Этот аналитический рассказ о трудности звездной жизни подан интересно, но наивно. Из-за этого возникает ощущение пустоты. В том плане, что, возможно, это просто не тот уровень авторского кино, который привык видеть зритель в конкурсе венецианского кинофестиваля. Здесь нет глубины для исследования, нет сложно устроенных персонажей, а наивность фильму не идет — она не сочетается с художественным стилем Баумбаха. Без смыслового поиска режиссерские тропы автора не могут работать на полную, и за историей Джея Келли смотреть попросту скучно. При этом надо отдать должное, что последние 5 минут фильма действительно могут тронуть. если бы лента вся была такой, то это были бы уверенные 5+.

Но и воспринимать этот фильм как типичный продукт Netflix, чтобы просто получить удовольствие, — придется постараться. «Джей Келли» точно не создавался как коммерческое драмеди для широкой аудитории, и это чувствуется. Скорее, это просто неудачный авторский фильм: ему не хватает «зубов», чтобы быть сатирой, недостаточно драмы и нет иной оптики, которая позволила бы по-новому взглянуть на такие уже приевшиеся истории.
Еще одна проблема ленты — Джордж Клуни. Баумбах, написавший Джей Келли, явно не рассчитал, что актер, играющий его, гораздо больше, чем этот образ. Поэтому персонаж скорее превращается в интерпретацию Клуни, но не такую глубокую, какую этот актер заслуживает. Про творческий кризис есть прекрасная лента Педро Альмодовара «Боль и слава» о режиссере, переживающем внутренний надлом. Альмодовар говорит о себе, но Антонио Бандерасу удается привнести в образ сложность и объем. В этом сравнении «Джей Келли» явно проигрывает.
При всей сюжетной и конструктивной слабости нужно сказать, что Ноа Баумбах — очень талантливый режиссер. И в фильме есть прекрасные актерские работы Адама Сэндлера, Джорджа Клуни, камео Греты Гервиг, Патрика Уилсона, небольшие роли Лоры Дерн и Джима Бродбента. Все это не позволяет назвать фильм ужасным — от него даже можно получить удовольствие. Однако диагностировать то, что второй раз подряд Ноа Баумбах снимает неудачное кино, можно.