Top.Mail.Ru
Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил

«Дом динамита»: рецензия на новый фильм Netflix

«Дом динамита» (2025)
«Дом динамита» (2025)

24 октября на Netflix стал доступен новый фильм Кэтрин Бигелоу «Дом динамита», участвующий на Венецианском кинофестивале в этом году. Рассказываем о том, какой получилась картина и о чём она.

О чём фильм и кто его снял?

«Дом динамита» — это политическая драма, рассказывающая о выпущенной в сторону США ракете. Боеснаряд оказывается атомным и сулит начало мировой войны. Вся политическая верхушка пытается остановить этот начавшийся процесс, и зрителю показывают происходящее с помощью «рашомоновского эффекта» — приёма, пришедшего от Акиры Куросавы и его «Расёмона», когда история показана через несколько точек зрения.

Фильм сняла Кэтрин Бигелоу — большой и важный политический режиссёр Соединённых Штатов, известная больше на внутреннем рынке, чем на мировом. Кэтрин, кстати, уже привозила свою работу в Венецию в 2008 году с «Повелителем бури» и забрала оттуда ряд призов, а позже и выиграла с этим фильмом главный «Оскар». Кино Бигелоу всегда построено на том, чтобы показать человека, находящегося под давлением системы или ситуации, выходящей за рамки нормы. Её фильмы — о влиянии большой политики на жизнь человека, будь то будни войны в Ираке, ликвидация Бен Ладена или только что начавшаяся ядерная война.

Кто сыграл главные роли?

«Дом динамита» (2025)
«Дом динамита» (2025)

«Дом динамита» — пример ленты, где собран внушительный актёрский состав.

Ребекка Фергюссон играет старшего офицера, отвечающего за Ситуационную комнату Белого дома в момент ядерного кризиса, а Идрис Эльба — президента США.

Здесь есть и прекрасный Джаред Харрис — ему досталась роль министра обороны. В картине снялась и набирающая уже несколько лет обороты Грета Ли — её роль агента национальной разведки короткая, но яркая.

Каким получился фильм?

«Дом динамита» (2025)
«Дом динамита» (2025)

Неоднозначным. С одной стороны, когда фильм пытается быть реалистичным, у Бигелоу никаких проблем не возникает. Это смотреть тяжело и страшно — так и задумано. Картина от этого только выигрывает. Эмоции выкручены до предела, напряжение в кадре зашкаливает. Но когда фильм начинает нажимать на мелодраматические нотки, тот самый саспенс пропадает, и лента начинает вызывать больше вопросов.

Поскольку фильм построен на множественной перспективе, а его хронометраж чуть меньше двух часов, привязаться к большому количеству персонажей на экране мы не успеваем. Из-за этого их звонки близким или слёзы не вызывают у зрителя того сострадания и эмоционального подключения, которое, кажется, было заложено авторами. Чего нельзя сказать о ритме монтажа внутри политической напряжённости — он выполнен замечательно. Наблюдать за тем, как герои пытаются решить нерешаемую проблему, интересно, и фильм не ощущается скучным.

У Кэтрин Бигелоу всегда получалось работать с женскими персонажами, и здесь выдающийся перформанс показывает Ребекка Фергюссон. Можно было бы говорить о потенциальной актёрской номинации на «Оскар», если бы не малое количество экранного времени — примерно 20–30 минут. В остальном актёрскую игру всех занятых в картине можно только похвалить: сыграно всё на добротном уровне.

Классический метод съёмки Бигелоу — реализм. Камера преимущественно снимает с рук, добавляя ощущение страха к происходящему, потому что в это легко верится. Также разговоры героев о современной политической повестке дают зрителю понять, что происходящее относится к нашему времени. Таким образом Бигелоу манифестирует мысль о том, что планета и так уже зашла слишком далеко.

«Дом динамита» (2025)
«Дом динамита» (2025)

Учитывая всё вышесказанное, всё равно не хочется называть фильм большой удачей. У культового Стэнли Кубрика есть картина «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» — она вышла в разгар холодной войны, в 1964 году. Там сюжет построен примерно так же, как и в «Доме динамита»: сумасшедший учёный решает самовольно отдать приказ атаковать Советский Союз ядерными ракетами, и все в панике пытаются остановить катастрофу. В отличие от картины Бигелоу, у Кубрика лента выполнена в сатирической манере, и эта острая пародия работает лучше, чем «Дом динамита».

У нового проекта Netflix есть проблема в том, что картина не даёт ответов. Кто запустил ракету? Почему? Можно понять, что это сделано для того, чтобы показать: неважно, кто это сделал — мир всё равно будет в огне. Но в фильме, снятом в документальной манере, нельзя оставлять финал открытым. Нужно показать происходящее до конца, иначе ближе к финалу фильм перестаёт быть убедительным, и его нарратив ломается. С картиной Бигелоу это и происходит.

Странным выглядит и решение передать главный посыл фильма через уста Идриса Эльбы, играющего президента США. Он говорит, что смотрел подкаст, где прозвучала мысль о «доме с динамитом» — этот ход не свойственен для большой интеллигентной режиссуры.

Финализируя: «Дом динамита» — картина с большим потенциалом: первые полтора часа — это хорошее кино, а последние двадцать минут — плохое. Смотреть интересно, но если вы хотите увидеть шедевр на эту тему, то лучше Кубрика за последние шестьдесят лет никто пока не превзошёл.

Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил
Главный редактор ФЛЭТЛУУПС.КУЛЬТУРА