На HBO вышли все серии сериала «Добро пожаловать в Дерри» — приквела дилогии «Оно» по Стивену Кингу. Шоу стало одним из самых популярных на платформе за всё время, а ещё завоевало звание одного из лучших телевизионных проектов этого года — оценки на агрегаторах говорят сами за себя. В этой рецензии разберёмся, чем удивляет сериал супругов Мускетти, а ещё со спойлерами поговорим о финале сезона.
О чём сериал и кто его снял?

Весна 1962 года. В тихом городке Дерри начинают пропадать дети. Военные с помощью Дика Халлорана (Крис Чок), человека с экстрасенсорными способностями, ищут то ли оружие, то ли существо, которое способно оказывать мощное психологическое воздействие. Группа местных подростков понимает, что их преследует монстр, который питается плотью и страхами. И пока военные пытаются найти способ ликвидировать нечто, детишки вынуждены вести собственную борьбу, чтобы не оказаться в числе следующих жертв.
События «Добро пожаловать в Дерри» происходят за 27 лет до начала сюжета первой части «Оно». Любители Кинга и те, кто смотрел дилогию Андреса Мускетти, знают, что 27 — число не случайное. Именно столько дремлет клоун Пеннивайз (в сериале и фильмах его играет Билл Скарсгард), перед тем как вновь выйти на улицы городка и начать пугать детишек. Сериал, в отличие от фильмов, — не экранизация, а оригинальный приквел. В основу истории вошли лишь некоторые персонажи Кинга — в том числе и из других произведений. Дика Халлорана, например, выдернули прямиком из «Сияния» — именно он помогал мальчику Дэнни спастись от обезумевшего отца и проклятого отеля «Оверлук».
Остальную же часть сюжета и других персонажей придумали Андрес и Барбара Мускетти, которые были авторами дилогии. Они значительно расширили вселенную романа и экранизаций, придумав весьма занимательную предысторию как Пеннивайза, так и самого городка.
Каким получился сериал?

Сериал уже с первых серий даёт понять, что расслабляться не стоит ни зрителям, ни его героям: кровавый финал первого эпизода сразу вычёркивает нескольких протагонистов, которые ещё недавно красовались на обложках постеров. Поскольку большинство событий и персонажей были выдуманы не писателем, а самими авторами шоу, это предоставляет им большую творческую свободу, чем когда приходится строго следовать оригинальному произведению. Поэтому, как ни странно, сериал во многом получился смелее — с гораздо большим количеством клиффхэнгеров.
Однако костяк персонажей всё равно сформировывается: это в первую очередь семья Хэнлон, чей отец, майор, помогает Халлорану в поисках существа. Супруга военного, которая укрывает беглого преступника (его подставил Пеннивайз), и их сынишка — один из ребят, что борются с демоническим клоуном. Конечно же, сам Халлоран, который не может умереть как минимум потому, что его ещё впереди ждёт отель «Оверлук» и роковая встреча с безумным Джеком Торрансом. Остальные герои более-менее смертные, а в финальных эпизодах вообще создаётся впечатление, что никто здесь не защищён.

Первые эпизоды получились у Мускетти крайне бодрыми: минимум экспозиции, максимум — действа. При этом сохранялась интрига: ещё было неизвестно, кто тут имеет большие шансы на выживание, примерно до середины сезона не показывали Пеннивайза в оригинальном обличье клоуна — только его другие жуткие вариации, — а ещё военные тогда казались адекватными (но об этом чуть позже). Было много по-настоящему жутких хоррор-эпизодов — как, например, сцена в супермаркете с банками, в которых законсервированы части отца одной из юных героинь.
Единственное, к чему можно справедливо придраться, — посредственная компьютерная графика. Сами «пугалки» от Пеннивайза и его трансформации стали изобретательнее, но все творческие потуги зачастую нивелировались плохим техническим исполнением. Задаёшься резонным вопросом: неужели боссы HBO пожалели денег на сериал, который является приквелом крайне кассово успешных фильмов? Было и дураку понятно, что своего зрителя шоу соберёт у экранов, а значит, можно было бы и материально вложиться как следует.

В середине сезона история откровенно буксует: военные топчутся на месте, детишки не знают, как противостоять монстру, хоррора становится всё меньше, а рука невольно тянется посмотреть, сколько там ещё осталось до конца серии. Пожалуй, количество эпизодов в сезоне можно было смело сократить на один-два, отчего шоу бы только выиграло. Хотя стоит признать: Мускетти так размазали сюжет и клиффхэнгеры, что откровенно филлерных серий здесь нет — только менее скучные в плане действа.
В последних трёх эпизодах шоу снова выруливает на заданную первыми эпизодами скорость, при этом давя на газ ещё сильнее: тут и куча смертей, неожиданные подробности лора злодея, больше основных действующих лиц, крайне неожиданные сюжетные повороты — правда, с оговоркой, что не все они удачные.
Что нам показали в финале (со спойлерами)

Мускетти, до этого более деликатно обходившиеся с темой расизма, в шестом и седьмом эпизодах решили уже ни в чём себе не отказывать. Белые гетеросексуальные мужики надевают маски, берут в руки оружие и едут закидывать коктейлями Молотова чуть ли не всю чернокожую коммуну города. Такой кровожадной расправы за последние годы мало в каком кино можно встретить. Кажется, будто из тонкого высказывания это стало походить на какой-то моветон — и это при том, что ни общество в целом, ни отдельные персонажи как-то особо ярко на этот произвол не реагируют: ну подумаешь, дети погибли, женщины. Тут же дело важнее: Пеннивайза вот-вот выпустят!
А кто выпустит? Военные! Это их «хитрый» план: высвободить монстра, чтобы тот начал кошмарить не только Дерри, но и всю Америку. А делает это злобный генерал потому, что так общество консолидируется и в нём больше не будет никаких разногласий. Пожалуй, Мускетти, помимо самой кровожадной разборки над чёрными, привнесли ещё кое-что — один из самых глупых клиффхэнгеров чуть ли не за всю историю кино. Нас так долго вели к этому, так долго пичкали планом, согласно которому (и он был действительно логичным, вопросов не вызывал) Пеннивайза запрут в клетке, откуда он больше никогда не выберется и не сможет никому навредить, что челюсть отвисает до пола, когда видишь, к чему вырулил сценарий.
Последняя серия получилась эмоциональной и зрелищной (правда, плохая графика никуда не делась), связала «Оно» 2017 года с сериалом, а заодно дала задел на второй сезон, но всё это — какой-то выстрел в молоко после идиотского поступка военных в прошлом эпизоде. Мускетти могли бы придумать ещё тысячу причин, по которым Пеннивайз освободился и начал захватывать Дерри и территорию за его пределами, но почему-то их фантазии хватило только на троп со злыми военными, которые творят откровенную ерунду ради какой-то там высшей цели.

Вообще, при просмотре последних двух серий создаётся впечатление, что Мускетти выдохлись: персонажи то исчезают из сюжета, то появляются, герои то забывают о ключевых событиях, то резко о них вспоминают, Халлоран то чуть не пускает пулю в голову, но буквально через несколько сцен какой-то магический чай спасает его от безумных видений, из-за которых он и собирался покончить с собой. Словом, сценарий буквально трещит по швам, а супруги Мускетти как-то неловко штопают его прямо на ходу. Всё-таки основа в виде романа в фильмах хоть и предоставляла меньше творческой свободы авторам, но хотя бы держала их в узде, не давая начать распыляться налево и направо.
«Добро пожаловать в Дерри», несмотря на скомканный финал, — сериал всё равно неплохой. Понятно, что нас по-любому ждёт второй сезон — он будет рассказывать о предыдущем появлении Пеннивайза, с откатом ещё на 27 лет назад. Хочется верить, что Мускетти проведут работу над ошибками и больше времени посвятят сценарию, его целостности. А ещё им необходим бюджет побольше, чтобы больше не позориться графикой нулевых. Потенциал у проекта большой, другой вопрос — справятся ли авторы.