Эра Зака Снайдера и старого DCEU официально подошла к концу, а у руля обновлённой киновселенной встал Джеймс Ганн. Пока фанаты гадают, повторят ли следующие фильмы успех «Супермена» или провалятся в прокате, мы разбираемся, что представляет собой новая вселенная. В этом материале — сравнение двух подходов, анализ первых шагов и прогнозы на будущее DCU.
Далеко не у каждой студии может быть такая же масштабная и успешная киновселенная, как у Marvel. Компания Warner Bros. убедилась в этом на собственном горьком опыте, когда поручила режиссёру Заку Снайдеру создать многомиллиардную кинофраншизу по комиксам DC. Всё началось с фильма «Человек из стали», вышедшего в 2013 году. Но после десяти лет провалов и падения доходов DCEU наконец схлопнулась с выходом второго «Аквамена» в 2023-м.
Однако Warner Bros. не собиралась отказываться от потенциальной золотой жилы. Студия наняла постановщика Джеймса Ганна и продюсера Питера Сафрана, чтобы создать новую киновселенную DC. Стартовала она минувшим летом с фильма «Супермен», который собрал приличную кассу и получил положительные отзывы аудитории. Станет ли эта новая вселенная тем грандиозным успехом, на который рассчитывает Warner Bros., или же её снова ждёт провал — предсказать невозможно. Но пока что Джеймс Ганн и его команда на верном пути.

Предыдущая вселенная, DCEU от Зака Снайдера, пыталась сделать слишком много и слишком быстро. После «Человека из стали» следующим фильмом стал «Бэтмен против Супермена» (2016), который представил миру нового Бэтмена в исполнении Бена Аффлека. А ещё авторы довольно неумело вписали в сюжет Чудо-женщину — сделано это было не столько по прихоти Снайдера, сколько под давлением студийных боссов, желавших поскорее состряпать собственных «Мстителей». Для этого и нужно было создать небольшой супергеройский капустник, который позднее выльется в историю побольше. Словом, всё делалось галопом по Европам — лишь бы не отставать от конкурентов.
Всего через год троица объединилась с другими героями DC — Акваменом, Флэшем и Киборгом — в фильме «Лига справедливости». Но он провалился в прокате и пережил настоящий производственный ад: замену режиссёра, масштабные досъёмки и пересъёмки. Снайдер продолжал снимать пафосный мрачняк, но главы студии, очевидно, хотели скопировать Marvel — в том числе и в тональности. Поэтому где-то на середине съёмочного процесса Снайдер был заменён на Джосса Уидона, режиссёра первых двух «Мстителей».
Правда, у этой замены была и другая причина — в марте 2017 года дочь Зака, Осень Снайдер, покончила с собой. Естественно, после таких событий постановщику нужен был перерыв. Но, по прошествии времени, кажется, что, как бы ужасно это ни звучало, трагедия в семье Снайдера стала для Warner Bros. удобным поводом сменить вектор киновселенной, которая, что уже было очевидно, трещала по швам.
Одна из главных причин неудачи ленты Уидона заключалась в том, что картина была слишком сумбурной и во многом пыталась копировать «Мстителей». При этом большинство героев до совместного фильма даже не получили сольники — только у Супермена и Чудо-женщины были собственные картины. Поэтому для зрителей, не читавших комиксы, показанные персонажи были незнакомы.
Да и тональность изменить получилось не на сто процентов: Уидон доснял и переснял чуть ли не треть фильма, однако на финальном монтаже, когда кадры Снайдера и Уидона начали совмещать в единый фильм, стало ясно, что на свет рождается уродливый монстр Франкенштейна — лента, которая одновременно пытается быть серьёзным эпосом (рука Снайдера) и весёлой супергероикой с кучей фансервиса (рука Уидона).

А вот у ребят из Marvel была совсем иная стратегия: они сперва выпускали отдельные фильмы о происхождении персонажей — и мы успевали полюбить Железного человека, Капитана Америку и Тора, прежде чем они собрались вместе в «Мстителях» (2012). Благодаря такой подготовке «Мстители» стали грандиозным событием, а «Лига справедливости» выглядела просто попыткой Warner Bros. догнать конкурентов.
Несмотря на провал оригинальной «Лиги», через четыре года — в 2021-м — свет увидела четырёхчасовая версия фильма от Зака Снайдера. Всё это время режиссёр подогревал интерес публики кадрами и фрагментами своего фильма, до которого не дотрагивалась ни рука другого режиссёра, ни сама студия.
Фанаты настолько были преданы Снайдеру, что буквально убедили Warner Bros. выделить деньги постановщику, чтобы тот доснял необходимые сцены и наконец выпустил свою версию.
До сих пор остаётся загадкой, как непрошибаемые студийные боссы согласились на такую авантюру, но эксперимент оказался удачным: лента понравилась зрителям и побила рекорды на стриминговом сервисе HBO Max.
Снайдер в этой картине выжал максимум из собственного режиссёрского стиля: картинка 4:3, чёрно-белая версия, огромный хронометраж, неспешное повествование, пафос в каждом втором кадре, море слоумо и изобретательные экшен-сцены (в основном с Флэшем). Но, несмотря на успех, за канон историю Снайдера не взяли, как и самого режиссёра — это была единоразовая акция. У студии не появилось желания вновь поставить его у руля. Было принято решение продолжить неумело шагать по стопам Marvel. В итоге дошагали до второго «Аквамена» 2023 года — на этом всё и закончилось.

Джеймс Ганн старается не повторять ошибок предшественника, а потому никуда не спешит. «Супермен» познакомил нас с главными героями новой вселенной, обрисовал основные конфликты и противоречия между металюдьми и обычными гражданами.
Супермен Ганна тоже пришелец, к которому многие относятся с опаской, однако его точно никто не принимает за бога — Снайдер слишком любил библейские отсылки и буквально породил на экране Иисуса в плаще, который нисходит до обычных смертных и протягивает им руку помощи. Геройство снайдеровского Супермена — будто огромное одолжение людям с Земли. Было заметно, что герою Генри Кавилла максимально некомфортно находиться среди людей, и что он спасает их просто потому, что «так предначертано».
Супермен в исполнении Дэвида Коренсвета тоже помогает людям по просьбе родителей, но ближе к концу фильма мы понимаем: он делает это вовсе не из-за их воли (которая, вообще-то, оказалась противоположной), а потому что не может иначе.
Если Супермен Ганна видит белочку, которой грозит опасность, он не раздумывает ни секунды. А Супермен Снайдера, скорее всего, на мгновение бы задумался — а нужно ли оно ему вообще. Зачем останавливать фуру с топливом, если можно просто её перепрыгнуть? (Совершенно идиотский эпизод из «Человека из стали», в котором по вине Кларка взорвалось целое здание.)
Супермен в видении Ганна — это человек-надежда, человек-символ, который поможет несмотря ни на что. Ненавидят его или почитают — неважно. Он буквально воплощает фразу: «С большой силой приходит большая ответственность». Супермен познал и принял эту ответственность, а потому его моральный компас не сломить.
В конце «Человека из стали» Супермен совершил поступок, несвойственный своему характеру, — свернул шею врагу. Из-за этого фильм закончился на мрачной ноте. Для фильма Снайдера это логично: режиссёр известен меланхоличными картинами с приглушённым цветокорром и библейскими мотивами. Но для фильма о Супермене, самом добром герое комиксов, это стало шоком — несвойственно герою всё время быть угрюмым и разносить половину города.
Причём зрители не особенно негодовали из-за сцены убийства Зода — в той ситуации поступить иначе было бы нельзя, ведь на кону стояли тысячи жизней. Вопросы возникли из-за сражения в Метрополисе: Супермен не предпринял ни одной попытки увести Зода подальше от города или хотя бы сократить число жертв. Сделано это было, очевидно, не ради раскрытия тёмной стороны героя, а ради зрелищности — чтобы бой выглядел красиво.
Вывод простой: Снайдеру важнее форма, чем содержание. Пусть вокруг Супермена погибают люди и рушится город — зато как эффектно это выглядит!
Супермен в комиксах существует уже почти сто лет, и в его истории бывали тёмные времена. Но почти всегда криптонца показывали как доброго защитника, избегающего убийств даже врагов. Супермен Джеймса Ганна гораздо ближе к этому образу.
Его герой даже находит время во время боя с чудовищем, чтобы спасти белку, собаку или любимого таракана Валеру. Сложно представить, что этот добродушный парень в красных трусах способен свернуть кому-то шею или дать погибнуть тысячам людей.

Сейчас Ганн работает над продолжением истории — «Человек завтрашнего дня», где Супермен и Лютор, заклятые враги, вынуждены объединиться против общей угрозы. Сиквелы — дело тонкое, и Ганн подходит к ним осторожно. «Человек завтрашнего дня» сосредоточится на знакомых персонажах, а новые герои будут их лишь дополнять.
В конечном итоге вселенная DC может прийти к большому фильму-кроссоверу, но, судя по темпам, к тому моменту зрители успеют хорошо узнать всех героев и не будут знакомиться с ними «на ходу».
Подход Ганна, если так можно выразиться, полезнее для долгосрочного здоровья франшизы. Если Ганн когда-нибудь захочет погрузить Супермена во тьму, у того будет откуда падать. А Супермен Снайдера начинал с темноты и становился только мрачнее — буквально и метафорически (вспомните его чёрный костюм из «Лиги справедливости»).
Кроме того, жизнерадостный тон Ганна больше привлекает семейную аудиторию — что, конечно, радует боссов Warner Bros.
С другой стороны, Ганн любит и как следует оторваться — второй сезон «Миротворца» ну никак не назовёшь family-friendly-контентом: тут и оргии, и наркотики, и расчленёнка, и другие взрослые «радости». Несмотря на всё это, тон проекта остаётся жизнерадостным.
Ганн доказал, что можно снимать взрослые фильмы, сериалы и даже мультфильмы («Монстры-коммандос»), поднимать неудобные темы, заставлять персонажей переживать личные трагедии — и при этом не снимать всё в ч/б, не нагнетать пафос и не заставлять героев вечно хмуриться. Ганн как бы говорит зрителю: да, дерьма в этом мире хватает, но относись к нему проще.
Зак Снайдер создавал DCEU в тени Marvel — и это было видно. «Бэтмен против Супермена» торопливо отсылал ко множеству персонажей, с которыми мы как следует знакомились только в «Лиге справедливости» и последующих сольниках. Это была очевидная попытка заинтриговать зрителей и заставить их ждать «свой» вариант «Мстителей».
DCEU просто неумело копировала Marvel — и из-за этого всё казалось предсказуемым.

Джеймс Ганн, напротив, старается быть непредсказуемым. Его следующим фильмом станет не очевидный «Бэтмен» (любой другой на его месте снял бы именно его), а «Супергерл» — картина о кузине Кларка Кента.
А вот после этого начнётся самое странное. В сентябре следующего года выйдет фильм о враге Бэтмена — Глиноликом. Сценарий для него написал Майк Флэнаган, создатель хорроров «Призрак дома на холме» и «Доктор Сон». Это решение нельзя переоценить: Глиноликий, конечно, любим фанатами Бэтмена, но едва ли входит даже в десятку его самых известных противников.
Тем не менее Джеймс Ганн и Питер Сафран решили снять о злодее целый фильм — ещё до того, как появился отдельный фильм о самом Бэтмене. Они совершают огромную ошибку или сценарий Флэнагана действительно настолько хорош? Так или иначе, нам всем уже невероятно любопытно, что выйдет в итоге — а именно этого и добивались Ганн с Сафраном.
Пока у новой вселенной DC всего один фильм и пара телепроектов. У Ганна и Сафрана впереди долгий путь, но они уже сейчас стоят на более прочном фундаменте, чем Зак Снайдер когда-либо.
Один хороший фильм ещё не гарантирует успех всей франшизы. Но давайте смотреть на вещи с оптимизмом — как это делает наш новый лучезарный Супермен.