Top.Mail.Ru
Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил

«Битва за битвой»: рецензия на главный фильм года от Пола Томаса Андерсона

«Битва за битвой»: рецензия на главный фильм года от Пола Томаса Андерсона

В современном американском кинематографе не так уж много режиссёров, за фильмами которых мы следим с особым вниманием. То есть каждый их новый релиз становится событием: публика максимально интересуется тем, что выходит у этого автора на экране. К числу таких режиссёров можно отнести Дени Вильнёва, разумеется — Кристофера Нолана, ну и, конечно же, Пола Томаса Андерсона, которого критики называют одним из важнейших американских режиссёров нашего времени. С этим сложно не согласиться: у Андерсона в послужном списке целый ряд потрясающих фильмов. «Магнолия», «Мастер», «Нефть», «Призрачная нить» — все эти картины уже стали классикой и оказали огромное влияние на американское кино. Андерсон умеет работать с актёрами так, что даже величайшие артисты — например, Дэниел Дэй-Льюис — показывают в его фильмах буквально невероятные перформансы.

Его новая лента «Битва за битвой» привлекла внимание аудитории ещё несколько лет назад, когда инсайдеры сообщили о проекте с рекордным бюджетом — более 130 миллионов долларов. Для карьеры Андерсона это сумма беспрецедентная, и в прессе сразу заговорили, что речь идёт о большом блокбастере с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Так оно и оказалось. Но Андерсон подошёл к материалу по-своему: он взял форму блокбастера и использовал инструменты коммерческого кино в собственных целях. В итоге перед нами, безусловно, авторская работа. Какой именно она получилась — попробуем разобраться в нашей рецензии.


Про сюжет говорить подробно не хочется — не стоит раскрывать потенциальному зрителю лишние детали. Но всё же отметим, что лента основана на романе Томаса Пинчона, автора, с которым Пол Томас Андерсон уже сотрудничал, экранизировав «Врожденный порок» с Хоакином Фениксом в главной роли. В «Битве за битвой» история становится ещё интереснее. Если «Вайнленд» Пинчона был попыткой проанализировать, как эпоха хиппи сталкивается с политикой Рональда Рейгана и его сторонников, то Андерсон переносит эту проблематику в современный контекст.

Трудно обвинить режиссёра в том, что он снимает кино «постфактум», ведь Андерсон словно предвидит и предвосхищает процессы, которые будут происходить с миром в ближайшие годы. Это свойственно большому художнику: он чувствует грядущие сдвиги ещё до того, как они становятся очевидными. Именно так появился оригинальный концепт фильма, который сегодня звучит максимально злободневно. И эта злободневность в картине передана по-настоящему точно и остро.

Причём эти аллюзии Андерсон не предлагает зрителю воспринимать напрямую. Всё, что мы видим на экране, легко соотнести с современной реальностью, но подано это с особой искрой, фирменным авторским приёмом.

Это, кстати, первый фильм-стёб Пола Томаса Андерсона. У него всегда было чувство юмора, граничащее с «ниже пояса». Мы помним шутки в «Ночах в стиле буги», в «Врожденном пороке» или даже в «Лакричной пицце». Но именно в «Битве за битвой» он достигает апогея социальной сатиры.

И здесь возникает двойственное ощущение. С одной стороны, это, пожалуй, одна из лучших частей фильма. Юмор работает, шутки острые, смешные и очень меткие. Достаточно вспомнить одну из самых ярких сцен ленты — телефонный разговор героя Леонардо Ди Каприо в середине картины. С другой стороны, именно этот юмор делает фильм слишком привязанным к сегодняшнему дню. Если исходить из принципа, что режиссёр снимает «с плевком в вечность», то «Битва за битвой» рискует потерять актуальность быстрее, чем другие работы Андерсона. «Нефть» можно считать академически выстроенным произведением, которое будет актуальным ещё как минимум тридцать лет. А вот «Битва за битвой», возможно, перестанет выглядеть столь свежо уже лет через десять.

Для зрителей, не слишком знакомых с творчеством Пола Томаса Андерсона, само название «Битва за битвой» может сыграть злую шутку. Человек, пришедший в кино с ожиданием зубодробительного голливудского боевика с погонями и бесконечными перестрелками, в итоге получит совсем другое кино. Здесь есть и саспенс, и динамика, и несколько напряжённых экшен-сцен, но большая часть картины устроена иначе: это тщательно выстроенный авторский фильм, в котором напряжение создаётся скорее драматургией и режиссурой, чем чистым экшеном.

Картина раскрывается во всей полноте именно благодаря тому, что Андерсон играет с жанровыми ожиданиями. Операторская работа здесь феноменальна: многие сцены погонь сняты так, что ставка переживаний поднимается до предела. Андерсон мастерски нагнетает атмосферу, умело сочетая юмористические элементы и подлинно напряжённые эпизоды.

В «Битве за битвой» Андерсон демонстрирует всё то, за что он считается одним из крупнейших и самых интересных режиссёров современного американского кино. Оператор Майкл Бауман находит действительно необычные ракурсы, которые делают картину зрелищнее и насыщают её визуальную ткань. Но не менее важно и то, как Андерсон работает с музыкой. Его постоянный соратник Джонни Гринвуд, хоть и не участвовал в «Любви, сбивающей с ног», создаёт здесь фирменное звуковое сопровождение. Ломающийся, нервный джаз придаёт фильму напряжение и становится не просто фоном, а полноправным инструментом повествования, отсылающий нас к ромкому с Адамом Сэндлером. В лучших традициях Андерсона музыка здесь — не украшение, а способ рассказать историю, и сделано это великолепно.

В техническом плане «Битва за битвой» — очень умно выстроенный и увлекательный фильм. Но не меньше внимания заслуживает актёрский состав. И здесь главный сюрприз: лидером оказывается вовсе не Леонардо Ди Каприо, а Шон Пенн. Его персонаж, поначалу выглядящий как классический злодей, благодаря актёрской игре получает глубину и новые грани. Пенн делает образ сложнее, чем можно было ожидать от условного антагониста в жанровом кино, и выдаёт, пожалуй, один из лучших перформансов последних лет. Кажется, что номинация на «Оскар» ему обеспечена, а то и сам приз.

Леонардо Ди Каприо, напротив, оставляет двоякое впечатление. Его работа сильная и профессиональная, но в ней трудно найти что-то принципиально новое. В каких-то моментах он напоминает своего героя из «Однажды в… Голливуде» — мужчину средних лет, находящегося в кризисе. И от этого возникает чувство, что ожидания были выше, чем результат его работы.

Отдельных похвал заслуживает Чейз Инфинити, сыгравшая дочь главного героя. Её работа по праву достойна особого упоминания: это тонкая, эмоционально богатая роль, которая добавляет фильму глубины.

В целом «Битва за битвой» — кино хорошее, но не гениальное. Возможно, дело в том, что когда речь идёт о таком режиссёре, как Пол Томас Андерсон, ожидания всегда слишком высоки. Тяжело снова и снова выдавать работы уровня «Магнолии» или «Нефти». В новой картине есть отличная режиссура, сильная техническая сторона и действительно мощная идея, но этого не всегда хватает, чтобы вызвать у зрителя то самое чувство откровения.

Название «Битва за битвой» выбрано не случайно. Оно описывает бесконечную борьбу людей с радикально противоположными взглядами — слева и справа. Эта политическая схватка не имеет конца, и именно в этом смысл фильма. В первую очередь это история про Америку и её устройство сегодня, но в то же время она отражает и глобальный нерв современности, ведь подобная поляризация ощущается во многих странах и культурах. В этом смысле фильм звучит актуально и универсально.

Если искать референсы, то «Битва за битвой» во многом напоминает одновременно и «Большого Лебовски», и классический итальянский фильм «Битва за Алжир», рассказывающий о гражданском противостоянии в Алжире. В итоге получается комедийная, но страшно актуальная феерия.

Особого внимания заслуживает финал, который можно трактовать по-разному. С одной стороны, он может показаться симпатией режиссёра к левым взглядам. С другой — воспринимается как пессимистичный вывод: эта политическая схватка никогда не закончится. «Битва за битвой» — это не просто название фильма, это метафора бесконечного процесса, который будет повторяться вновь и вновь.

Однако назвать фильм великим или шедевром язык не повернётся. Вероятно, здесь сыграли роль и завышенные ожидания: когда фильм Андерсона называют событием года задолго до премьеры, любое несовпадение с этими ожиданиями воспринимается болезненнее. При этом нельзя сказать, что это плохое кино. Напротив, «Битва за битвой» — очень хорошая, а местами и отличная картина, которая наверняка будет фигурировать в наградном сезоне.

Хорошо, но не шедевр.

Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил
Главный редактор ФЛЭТЛУУПС.КУЛЬТУРА