Top.Mail.Ru
Дарья Виноградова изображение профиля Дарья Виноградова

«Бегущий человек»: рецензия на фильм по классике Стивена Кинга от Эдгара Райта

Постер к фильму «Бегущий человек»
Постер к фильму «Бегущий человек»

Стивен Кинг, как никогда, популярен: только за последние несколько лет было снято более десятка фильмов по его новым романам, а его старые хорроры активно переснимаются (например, недавно завершились съемки сериала по первому роману Кинга, «Кэрри»).

Пришла очередь и новой киноадаптации его фантастического романа-антиутопии «Бегущий человек», который он написал в 1982 году.

О чем фильм и кто его снял? 

Промо к фильму «Бегущий человек»
Промо к фильму «Бегущий человек»

Смешно, что сюжет книги происходит в будущем — 2025 год. Мировая экономика рухнула, а США стали тоталитарным государством. 28-летний Бен Ричардс (в фильме ему 35 лет) не может заработать денег для своей семьи, так как находится в «черном списке» работодателей. Его дочке нужны лекарства, а жене пришлось прибегнуть к проституции (в фильме — к работе официанткой) для заработка средств.

Находясь на грани отчаяния, Бен решает принять участие в игровом шоу с элементами насилия — «Бегущий человек». Правила игры просты: главный герой объявляется врагом государства, на его поиски отправляются «охотники». Если он выживет в течение 30 дней, то получит крупный денежный приз. Игра не на жизнь, а на смерть. Такая завязка сюжета.

Основной факт — кино снял Эдгар Райт, британский режиссер и сценарист, известный своим продолжительным сотрудничеством с Саймоном Пеггом и Ником Фростом в комедийной трилогии «Кровь и мороженое», куда вошли прорывные комедии: «Зомби по имени Шон» (2004), «Типа крутые легавые» (2007) и «Армагеддец» (2013). И, конечно, он снял самый популярный фильм поколения миллениалов — культовую комиксную комедию «Скотт Пилигрим против всех» (2010). Далее его работы стали более серьезными: стало меньше фана, увеличилась доля экшена.

Глен Пауэлл в роли Бена Ричардса
Глен Пауэлл в роли Бена Ричардса

Отличительными чертами режиссерского стиля Райта являются драматические ракурсы в динамичных ситуациях, использование визуального языка сай-фая и хорроров, быстрый монтаж с креативными переходами, применение музыки как средства повествования, а также приемы немого кино для визуализации шуток и абсурдистский юмор.

В 2017 году, отвечая на вопрос пользователя в Twitter о том, какую книгу Райт он хотел бы экранизировать, он заявил, что «Бегущего человека» Стивена Кинга. В 2021 году киностудия Paramount Pictures наняла Райта на должность режиссера фильма «Бегущий человек».

Это его первый режиссерский проект за последние четыре года. Он также стал соавтором сценария к фильму вместе с Майклом Бэколлом — известным по молодежным комедиям «Проект Х: Дорвались» (2012) и дилогии «Мачо и ботан» (2012/2014). Вместе с Райтом они написали сценарий «Скотт Пилигрим против всех».

Кадр из фильма «Бегущий человек»
Кадр из фильма «Бегущий человек»

Оператор — Чон-хун Чон, режиссер монтажа — Пол Махли, ранее работали с Райтом над его предыдущими фильмами. Композитором фильма стал лауреат премии «Оскар» Стивен Прайс, который также трижды сотрудничал с Райтом.

Можно сказать, что «Бегущий человек» — это авторский проект Райта, реализованный под руководством студии.

Важно отметить, что для «Бегущего человека» это вторая экранизация. Первая вышла в 1987 году, где главную роль сыграл Арнольд Шварценеггер. Она получила смешанные отзывы критиков и имела умеренные кассовые сборы.

«Когда я увидел версию с Арнольдом Шварценеггером, я сразу понял, что она очень вольно основана на книге», — отметил Райт на New York Comic Con. — «Я всегда чувствовал, что целая часть истории не была адаптирована. Мои любимые ремейки — те, что делают что-то другое, нежели предыдущие. Так что это не попытка переснять тот фильм — это что-то более близкое книге». Кстати, в качестве пасхалки в фильме на местной валюте изображен Арнольд Шварценеггер.

Эдгар Райт, Арнольд Шварценеггер и Глен Пауэлл
Эдгар Райт, Арнольд Шварценеггер и Глен Пауэлл

Главную роль в новой экранизации сыграл Глен Пауэлл, наиболее известный по роли Чеда Редуэлла в телесериале «Крик королевы» (2015–2016), а также по второстепенным ролям в большом кино, например, «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) и «Неудержимые 3» (2016).

Съемки проходили в Великобритании и Болгарии с 4 ноября 2024 года по 28 марта 2025 года. Можно отметить довольно быстрый этап постпродакшена. Хронометраж фильма — 133 минуты. Исполнительным продюсером картины выступил сам Стивен Кинг.

Каким получился фильм? 

Фильм поражает продуманностью и стилем сеттинга: преобладают красные и бежевые цвета. Мир тоталитарной Америки представлен немного, но весьма профессионально: есть детализированные массовые сцены, продуман быт, технологии, одежда героев. Выбор локаций радует глаз.

Глен Пауэлл в роли Бена Ричардса
Глен Пауэлл в роли Бена Ричардса

Красота Глена Пауэлла впечатляет, хотя в сценах с высоким психологическим накалом его уровень игры иногда хромает. Но мы помним, что такие фильмы призваны развлекать своим экшеном, а не поражать драматургией. Сценарий хорошо продуман: показана сложность характера главного героя — с одной стороны, повышенная вспыльчивость, с другой — доброта и желание помогать слабым. Арка героя — его эволюция от жертвы к хищнику — выполнена убедительно. Отдельно стоит отметить игру Майкла Серы: он проникновенно и весело отыграл свою небольшую роль.

В фильме можно насладиться любимыми фишками Райта: стильными сценами под классный саундтрек — будь то экшен, поездка на товарном поезде или просто проходка героя из дома до места участия в кровавой игре «Бегущий человек». Есть место юмору — без этого Райт тоже никуда. Концовка снята в стиле комикса, что также свойственно манере режиссера.

Кадр из фильма «Бегущий человек»
Кадр из фильма «Бегущий человек»

Уровень динамичности сюжета и распределение времени по сценам комфортные. Нет затянутости, и зритель не скучает. Фильм действительно развлекает своим приключенческим сюжетом с множеством боевых сцен и спецэффектов, выполненных на высоком уровне.

Фанаты Кинга порадуются отсылкам к его вселенной: город Дерри, штат Мэн и другие.

Из ярких минусов — скомканный и перегруженный пролог. Здесь слишком много непонятной информации для открывающей сцены, а поведение Бена Ричардса кажется непоследовательным: он любит свою семью, а параллельно смотрит смертельное шоу по ТВ с больным ребенком на руках. Возможно, следовало поменять местами первую и вторую сцены, чтобы зритель мог постепенно погрузиться в мир фильма.

По итогу получился хороший экшен-фильм, который справился со своей основной задачей — быть аттракционом. За некоторым исключением актерская игра оставляет желать лучшего, как говорил Станиславский: «Не верю!». Но уровень режиссуры высок, а философские рассуждения в монологах героя, вроде «можно быть сильным и добрым одновременно», добавляет кино определенного шарма.

Райт создал не шедевр, а стильный экшен, способный заинтересовать зрителя. И что важно, сам Кинг одобрил фильм, назвав его «захватывающим приключением».