18 декабря по всему миру начал свой поход за миллиардами третий «Аватар». Предыдущие части, выход которых растянулся аж на 13 лет, потрясали своим визуальным новшеством и воображением создателей. Получилось ли у Джеймса Кэмерона в триквеле самой прибыльной франшизы подобраться к качеству оригинала, рассказываем в нашей рецензии.
О чем фильм и кто его снял?
Если человек хоть как-то увлекается кино, то он точно уже знаком с творчеством Кэмерона. Легендарный режиссер и продюсер успел приложить руку ко многим проектам, знакомым любителям голливудского кино. Тут и «Терминатор» вспомнится, и «Чужие». В отдельную когорту можно занести «Титаник», который гордо нес знамя самого кассового фильма в истории до появления «Аватара».

Сюжет предыдущих лент о жителях планеты Пандора, выглядящих синими большими людьми с длинными хвостами, способными подсоединяться к древу Эйва, мы пересказали в отдельной статье. «Аватар: Пламя и пепел» начинается практически там же, где закончился «Путь воды». Третий фильм продолжает сюжетные тропы, заложенные в сиквеле, а также представляет на суд зрителя еще одну арку с новым племенем с планеты Пандора, призванным стать одним из главных противников Джейка Салли и его семьи.
Каким получился фильм?
В этот раз у Джеймса Кэмерона получилось далеко не все.
Основная претензия, которую можно предъявить легендарному режиссеру, это самоповторы. К сожалению, сюжет в какой-то момент, а это происходит через час после старта ленты, решает во многих моментах не развивать и расширять мир этой планеты, а показать уже то, что зритель видел, слегка дополнив композицию. При этом завязка картины поначалу сильно внушала доверие, представив интересную концепцию с иным антагонистом и племенем, где лента могла продолжить погружение вглубь исследования колонизаторства. Однако по итогу введение иной общины и жесткой пламенной воительницы оказывается лишь подмогой привычным людским злодеям. Никакой внятной мотивации, никаких сложных персонажей. Комплексность сюжета хоть и не была сильной стороной этой франшизы, но в третий раз еще большая упрощенность слегка омрачает те грандиозные качества, которые, несомненно, у фильма имеются.

Джеймсу Кэмерону уже 71 год, и вместе с невероятно большим опытом и мудростью, приобретенной сквозь годы, приходит и старческое занудство. Режиссера волнуют темы семьи и важность прощения, то, как порой сложно принять человека. Но поскольку семья это центр, важно этому научиться и полюбить ближнего своего. Темы важные, и они делают «Аватара» не пустышкой, но в «Пламени и пепле» эти проблемы приедаются, и спустя час после бодрого старта кино ненадолго превращается в оммаж на бразильскую мыльную оперу. В этот момент можно спокойно выйти из зала, купить себе еще одно ведро попкорна и ничего не пропустить.
При всех своих недостатках «Пламя и пепел» все равно может тронуть зрителя и заставить его пускать слезы. Опыт Джеймса Кэмерона к третьей части не дает сюжету совсем сойти с рельс, но забывает этот нарративный поезд смазать маслом, чтобы дорога от начала и до конца не была скучной.

А теперь все вышенаписанное можно забыть, купить первый билет в самый большой зал в вашем городе и бежать в кинотеатр. Все-таки, признаться честно, это кино может заставить человека забыть вопросы, имеющиеся к сюжету, когда на экране начинаются визуальные потрясения. А их чертовски много, и они все поставлены шедеврально. Экшена в картине больше, чем в предыдущих фильмах, и высокая четкость изображения (HFR) вместе с гениально созданной графикой и физикой огня не дают смотрящему зевнуть на протяжении большой части картины.
Джеймс Кэмерон, как и в случае с «Путем воды», использовал IMAX-камеры, и фильм изначально задумывался под крупный формат с расширенным кадром 1.90:1, предназначенным для IMAX-показов. Поэтому если в вашем городе есть такие кинотеатральные залы, то настоятельная рекомендация смотреть эту картину именно в них. Во время просмотра складывается ощущение, что Пандора действительно существует и Кэмерон с командой слетали на эту планету, чтобы снять документальную ленту о жителях этого мира.

Актерский состав в «Пламени и пепле» продолжает работать так же хорошо, как и в предыдущих двух лентах. Отдельно хочется выделить еще более точную игру Зои Салданы и Стивена Лэнга, который очень хорош в образе полковника Куоритча. Новичок в касте Уна Чаплин, исполнившая роль Варанги, лидера огненного племени. У актрисы был шанс создать многослойного и интересного персонажа, ведь она обладает всем актерским потенциалом для этого, но подкачавший сценарий не дал ей возможности это сделать.

К концу ленты становится ясно, что Кэмерон задумывал «Пламя и пепел» как промежуточный итог франшизы, который в случае кассового провала смог бы стать и финалом трилогии. Так вот, надо констатировать, что даже в случае успеха триквела, а это очень сильно вероятно, не верится, что можно снять еще одно успешное продолжение. У фильма есть проблемы, но, учитывая их все, это все равно главный блокбастер 2025 года, способный увлечь любого зрителя. Это технологический шедевр, который сделан с большой любовью, и это видно в каждом кадре. Однако «Пламя и пепел» стоит на грани, когда фильм еще можно считать достойным. Не верится, что четвертая и пятая части смогут приблизиться к уровню трилогии.