Сейчас не утихают слухи о том, кто же будет следующим Джеймсом Бондом — обворожительным и авантюрным секретным агентом британской разведки MI6, который любит «взбалтывать, но не смешивать».
Претендентами были и известные красавчики-актёры, говорили даже о женской кандидатуре. По слухам, Дени Вильнёв, режиссёр новой части франшизы, видит в этой роли мужчину-британца, а кастинг начнётся только в 2026 году — после завершения съёмок фильма «Дюна 3». Точно ясно лишь то, что это будет новая история, не связанная с предыдущими частями бондианы.
Пока мы находимся в ожидании назначения нового агента 007, давайте вспомним, каким был Бонд в самом начале, как он менялся со временем и как на него влияла международная этика. Рассмотрим также образы девушек Бонда и злодеев. Не будем забывать, что Ян Флеминг, автор романов о Джеймсе Бонде, писал свои истории в 1950–1960-е гг., когда мир был совершенно другим.
У каждого поклонника бондианы — свой любимый Бонд

Все сходятся во мнении, что первый, классический 007 в исполнении Шона Коннери — вне всякой конкуренции. Создателю Джеймса Бонда, Яну Флемингу, кандидатура, к слову, сначала не понравилась. «Неотёсанный каскадёр-переросток», «мясник с лицом сталевара», — вот как он окрестил будущего любимца миллионов женщин и образец для подражания многих мужчин. Ему виделся кто-то более приветливый, утончённый, изящный — вроде Ричарда Бертона или Джеймса Мейсона. Но эти актёры отказались от съёмок, и выбор студии EON Productions (по рекомендации режиссёра первых фильмов бондианы Теренса Янга) пал на Коннери — большого, волосатого и чертовски обаятельного шотландца с живой харизмой. В конце концов Флеминг и Коннери поладили.
Неотразимый Бонд
Первый фильм — «Доктор Ноу» (1962) — знакомит нас с агентом 007 и повествует о его задании на Ямайке, где он сталкивается со злодеем доктором Ноу, служащим международной преступной организации СПЕКТР. Именно в этом фильме закладываются основы образа Джеймса Бонда, которые мы знаем до сих пор.
Агент 007 смел (порой до безрассудства), авантюрен, придерживается безупречного стиля в одежде, атлетичен, красив, любит женщин и алкоголь, курит сигары. Его любовь к роскоши только начинает зарождаться. Первый фильм был самым малобюджетным, но траты росли от части к части. В следующих фильмах мы уже видим знаменитый Aston Martin, дорогие локации и костюмы. Кто-то даже мог бы назвать Бонда нарциссом — правда, очень обаятельным. Он знает, какое обезоруживающее впечатление производит на женщин, и пользуется этим.
Дисциплина и организованность Бонду не близки. Он рассчитывает только на себя и никогда не проигрывает. В самопожертвовании ему тоже не стоит отказывать. Удача — его вечная спутница. Даже если всё идёт наперекосяк и данных минимум, он побеждает. Он живёт тем, что предоставляет случай — будь то женщины или задания. Он свободен как ветер. Маскулинность у него в крови.
Разные актёры — разные Бонды

Да, разные актёры вносят коррективы в образ Бонда.
• Шон Коннери — более весёлый, обаятельный и лихой. Его кровь горяча, а харизма занимает всё пространство. Одной рукой он обнимает женщину, другой спасает мир. Он напропалую флиртует, особенно с Манипенни.
• Роджер Мур (1970–1980-е) — более сдержанный и «нордический», но при этом нежный. Может без эмоций поджечь ядовитую змею с помощью одеколона, а затем спокойно нанести его на лицо. Абсолютный штиль.
• Тимоти Далтон (конец 1980-х) — серьёзен, нервозен и сух.
• Пирс Броснан (1990–2000-е) — смесь Бонда Коннери и Мура: обаятелен, весел, но сдержан и скрупулёзен.
• Джордж Лэзенби (1969) — добрее и нежнее предыдущих Бондов. Фильм с ним потерпел коммерческий крах, и актёр отказался от роли.
Они все разные, но канва общая.
Новый век — новый Бонд

Наступают 2000-е, и что-то меняется. Новый Бонд — Дэниел Крейг.
Внешне вроде бы все атрибуты образа сохраняются, но зрителю сразу дают понять — это другой Бонд. В обществе зарождается новая этика. Агент 007, конечно, также крут, но менее разговорчив, задумчив. Он может серьёзно влюбиться, заплакать и даже провалить задание. Он способен глубоко страдать, сочувствовать, работать в команде и профессионально относиться к коллегам-женщинам. Даже подчиняться женщине. Немыслимо для Бонда 1960-х.
Образ «настоящего мужчины» в западном обществе претерпел изменения: от внешнего к внутреннему. Важнее стало быть сострадательным и верным, нежели поверхностным и эгоистичным ловеласом. Бонд стал человечнее.
Женщины

Прекрасная половина человечества — отдельная тема.
• В фильмах с Шоном Коннери для Бонда было нормой шлёпнуть девушку по ягодицам, склонить её к сексу (даже после отказа), открыто обсуждать внешность и отпускать шутки. Женщина здесь — услада, которая с радостью отдаётся. Сейчас это смотрится дико.
• В фильмах с Роджером Муром маскулинности стало меньше, больше акцента на экшене, но отношение к женщинам всё ещё сводилось к стереотипам.
• У Тимоти Далтона женщины словно раздражают.
• В фильмах с Пирсом Броснаном женщины уже начинают брать власть в свои руки: дерутся, стреляют, одеты по-мужски.
• С Дэниелом Крейгом всё меняется окончательно: Бонд склонен к постоянным связям, появляется идея семьи. Женщины уже полноценные профессионалы и партнёры, которых уважают. Более того, женщина теоретически может стать агентом 007.
Злодеи

Сюжеты бондианы всегда отражали политическую конъюнктуру.
• В 1960–1970-е врагами часто становились члены организации СПЕКТР во главе с Блофельдом.
• В 1980–1990-е злодеи почти всегда — представители КГБ, Китая, Чехословакии, Северной Кореи.
• В эпоху Крейга образ «советского врага» ушёл, а создатели обратились к глобальному злу — коррупции, террору, преступным сетям. Они стали задавать вопрос: «Почему злодеи становятся злодеями?» и показывать их предыстории.
Удача

Бонду всегда везло. Даже если казалось, что выхода нет, он находился. Это его суперсила. До начала 2000-х удача сопутствовала ему всегда. Но у Крейга всё иначе: его ранят, он теряет близких, может провалить задание. Нам показывают, что Бонд не всесилен — он человек, который может ошибаться.
Что дальше?
Истории о Джеймсе Бонде были созданы мужчинами — о том, каким должен быть первоклассный мужчина, женщина и злодей. Но то, что считалось крутым и брутальным шестьдесят лет назад, сегодня выглядит пошло и оскорбительно.
Сильный, смелый, ловелас без обязательств был моден вчера. Сегодня важнее — мужчина, способный на рефлексию, готовый взять ответственность, проявить уважение и сочувствие. Это связано с изменением общества, развитием эмоционального интеллекта и новыми социальными ценностями.
Какой будет Джеймс Бонд завтра — мы узнаем через несколько лет. Но ясно одно: он будет отражать своё время и при этом оставаться собой — авантюрным и смелым парнем.