12 декабря на Netflix вышла третья часть детективной франшизы Райана Джонсона «Достать ножи». Подзаголовок «Воскрешение покойника» впервые был показан на кинофестивале в Торонто и провозглашён критиками чуть ли не лучшей частью во вселенной Бенуа Бланка. Рассказываем в нашей рецензии, достойна ли лента такого звания.
О чём фильм и кто его снял?

«Достать ножи» — один из важных проектов для Netflix. Расследования известного детектива, которого мастерски играет Дэниэл Крейг, сразу полюбились критикам и зрителям. Если сравнивать и пытаться осмыслить, откуда черпает вдохновение эта франшиза, то первым на ум приходит легендарный Эркюль Пуаро от Агаты Кристи.
Первая часть сразу стала народным хитом, и стриминг понял, что эту историю можно уверенно продолжать. Сиквел появился в 2022 году и пытался интегрировать идеи современной повестки, осмысливая ковидные ограничения. Хоть фильм и нельзя назвать явным провалом, безусловно, стоит признать, что оригиналу он с треском проигрывал. Настроенческая палитра картины начала напоминать приглаженный продукт от Netflix, потеряв при этом шарм той самой оригинальности, за которую аудитория так сильно полюбила первую часть. В триквеле создатели попытались исправить ситуацию.
Архитектором всей франшизы является Райан Джонсон. Этот режиссёр умеет работать на стыке авторского взгляда и кино для массового зрителя. «Достать ножи» в этом плане — его самый удачный проект. Джонсон отлично понимает, как удерживать внимание зрителя и работать с актёрами. Они — один из ключевых аспектов в этом детективном оркестре. Помимо Дэниэла Крейга, играющего главную роль — детектива по имени Бенуа Бланк, — в каждой из частей задействовано немалое количество звёздных имён. В «Воскрешение покойника» снялись Джош О’Коннор, Мила Кунис, Джереми Реннер, Эндрю Скотт, Джеффри Райт, Джозеф Гордон-Левитт, Гленн Клоуз и другие.
Каким получился фильм?

В первые десять минут становится ясно, что Джонсон использует принципиально новый визуальный подход к фильму. Единственным центром и ядром, объединяющим все эти ленты, остаются цинизм и критика современного общества. Что ж, за время после выхода «Стеклянной луковицы» мир стал ещё более ожесточённым местом, и картина это прекрасно понимает: за получасовое вступление Райан Джонсон успевает покритиковать современную католическую церковь, политиков, писателей, адвокатов и все волнующие режиссёра вопросы в социуме. Происходит это не без фирменного юмора, но заметное отличие — мрачность, с которой предстоит столкнуться зрителю в «Воскрешение покойника». Ожесточённому современному миру и новое расследование Бенуа Бланка под стать времени.
Дабы не углубляться в сюжетные конструкции и избежать спойлеров, хочется сказать, что в сценарном плане «Достать ножи: Воскрешение покойника» — лучшая часть серии. Помимо лихо закрученного детектива, современной сатиры на происходящее вокруг нас и потрясающей работы со сменой настроений — от напряжения, сравнимого с хоррором, до комедийных элементов, — у сюжета есть куда большая глубина, в которую хочется погрузиться. «Воскрешение покойника» — это история о моральном выборе, совершаемом человеком; это фильм о том, что значит быть духовно сильным, и лента, поднимающая вопросы о важных моральных ориентирах, которые слегка потерялись в современной культуре. В этом плане картина является отличным примером неглупого детектива и при всей мрачности оставляет надежду в финале.

Нетривиальным ходом кажется лёгкое смещение Бенуа Бланка с центра внимания зрителя и перевод его, если не на второстепенный, то на ощутимо вспомогательный план. Главным героем картины становится молодой священник, пришедший к вере после личной трагедии и чувства вины, возникшего после неё. Испытывая кризис веры и пытаясь найти верный курс в служении Богу, персонаж проходит через метаморфозы и внутренние кризисы, заданные сюжетом, сталкиваясь с самыми гнусными желаниями, которые может испытывать сторонник Господа. Написано всё это прекрасно.
Сыграно — тоже. Джош О’Коннор — один из самых перспективных молодых актёров, недавно оказавшихся в поле зрения и умеющий выбирать наполненные, интересные роли. Не отстают и коллеги по цеху: сильно запоминается образ Джоша Бролина, как всегда прекрасна Гленн Клоуз, и приятно видеть на экране Джереми Реннера и Эндрю Скотта. В фильме есть синергия между прописанными героями и актёрскими перформансами, тем самым задающая правильный вектор развития сюжета, где порой сложно отгадать, чем же закончится эта напряжённая процессия.

Райан Джонсон, понимая, что это уже третья часть истории о Бенуа Бланке, в этот раз намного меньше погружается во внутренний мир детектива, отводя ему роль человека, призванного распутать этот запутанный клубок. Возможно, это самое спорное решение фильма, поскольку от этого немного страдает наполненность персонажа, но автору рецензии такой подход пришёлся по душе. Он позволил сконцентрироваться на самой истории, сделав её глубже и интереснее. При этом Дэниэл Крейг знает, что делает, и его работа на экране не оставляет сомнений в том, что он теряет форму.
«Воскрешение покойника» — шаг в новую сторону для франшизы, а не повторение уже сложившейся и успешной конструкции. За это можно только похвалить Райана Джонсона и всю команду, работавшую над картиной. Это самая мрачная и одновременно самая глубокая часть серии. Она вполне может встать на один уровень с оригинальным фильмом по качеству и по праву считаться лучшим детективом этого года. Райан Джонсон в интервью говорил, что они с Дэниэлом Крейгом уже обсуждали продолжение. Что ж, пока франшиза находится на таком ходу, можно с лёгкостью заверить: смотреть это будут.