Top.Mail.Ru
Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил

«Метод исключения»: рецензия на новую картину Пак Чхан-ука

Кадр из фильма «Метод исключения»
Кадр из фильма «Метод исключения»

4 декабря в официальный российский прокат выходит фильм под названием «Метод Исключения». Чем примечательна южнокорейская лента именитого Пак Чхан-ука, рассказываем в нашей рецензии.

О чем фильм и кто его снял?

«Метод Исключения» поставил Пак Чхан-ук — большой корейский режиссер и постоянный участник европейских кинофестивалей. Например, именно этот режиссер снял легендарный «Олдбой» — один из самых необычных триллеров и детективов 21 века.

Режиссуре автора присуще изображение насилия: причем он не занимается его эксплуатацией, а для автора это скорее форма выразительности. Его фильмы всегда наполнены интересными визуальными ракурсами, а сцены склеены из креативного монтажа. Все это есть и в «Методе исключения».

Кадр из фильма «Метод исключения»
Кадр из фильма «Метод исключения»

Ленты Чхан-ука всегда полны абсурдистских ситуаций, выкрученных в абсолют, да и черного юмора в них хватает. Его новая работа как раз и походит больше на комедию, но, конечно, все не просто так.

Завязка у фильма такова:

Четверть века проработав в бумажной промышленности, Ю Ман-су стал высококлассным специалистом. Он выкупил и отремонтировал доставшийся отцу загородный дом, считает себя счастливым семьянином и состоявшимся человеком. Поэтому внезапное увольнение становится для него сильнейшим ударом.

Кадр из фильма «Метод исключения»
Кадр из фильма «Метод исключения»

Кризис в отрасли лишает Ман-су возможности найти новую работу по специальности. Спустя несколько месяцев безуспешных попыток он сталкивается с угрозой потерять дом и, доведённый до отчаяния, решает физически устранить конкурентов за место в компании мечты — таких же безработных специалистов с блестящими резюме.

Каким фильм получился?

Конечно, это не просто черная комедия, да и не комедия это совсем. Смешного в ней становится все меньше ближе к финалу. Чхан-ук этой лентой препарирует проблемы капитализма, и решение, которое он предлагает, ужасает. Понятное дело, что фильм утрирует, но суть от этого не меняется. То, что мы живем в мире, полном трагедии и кошмара, снимало много кинематографистов. Южнокорейский режиссер представил свою версию.

Кадр из фильма «Метод исключения»
Кадр из фильма «Метод исключения»

Причем «Метод исключения» — это условный ремейк картины Коста-Гавраса «Нож Гильотины». Культурный обмен в этом году равноценен: если Йоргос Лантимос со своей «Бугонией» является интерпретацией южнокорейской «Спасти зеленую планету», то Пак Чхан-ук черпает вдохновение у греческого режиссера прошлого века. Доказательство, что вселенная работает не только в том, что в один год выходят фильмы, где грек взял идею у корейца, а кореец — у грека, но и в том, что идейно эти ленты похожи. Они оба задают вопросы современным социо-экономическим системам, в которых человек существует: если сама структура аморальна и относится к человеку как к ресурсу, может ли человек относиться к миру так же?

Этот гуманистический посыл рассказан жестоким способом. Пак Чхан-ука можно обвинить в популизме, но его метод работает: если от первого убийства главного героя действительно веет черной комедией и абсурдность ситуации побуждает зрителя к смеху, то дальнейшие события играют на совсем другие чувства. Причем убийства здесь не то ли реальны, не то ли метафора на то, как устроена капиталистическая жизнь обычного человека. Какой ад нужно пройти, чтобы получить свое место под солнцем и прокормить семью?

Кадр из фильма «Метод исключения»
Кадр из фильма «Метод исключения»

Как и свойственно порядочным фильмам, моральную часть вопроса Чхан-ук выносит за скобки. Он лишь показывает события, предоставляя зрителю самому разобраться, как он относится к поступкам героя. От такого подхода может сложиться впечатление, что персонажу все сходит с рук, но это не так — тот моральный ад, куда попадет главный герой, добившись всего, что хотел, глубоко отражается в финальных сценах и цветокоррекцией, и драматургическими приемами.

Всегда в центре тяжело сконструированных картин должен находиться актер, способный отобразить на себе все полутона, задуманные режиссером. Главного героя играет Ли Бён-хон, знакомый фанатам «Игры в кальмара», и делает он это блестяще.

Кадр из фильма «Метод исключения»
Кадр из фильма «Метод исключения»

Практически невидимой нитью проходит тема и культурной апроприации. Недаром на костюмной вечеринке, куда очень хочет попасть жена главного героя, все одеты в костюмы американских героев: супруга протагониста выбирает костюм Покахонтас, а ее муж, жалуясь после мероприятия, что она его одела в костюм Щелкунчика, говорит ей: «Идиот, ты был в образе Джона Смита». Как мы знаем из диснеевского мультфильма, Смит — солдат и исследователь, и нашему главному герою ничего не остается, кроме как выйти на тропу войны, раз он солдат. Увольняют его в начале ленты, кстати, и американские топ-менеджеры, и смотрят дети главного героя Netflix, а жена мечтает быть принцессой из диснеевского мультика. Идентичность южнокорейской культуры размывается, и мировые капиталы не дают человеку полностью раскрыться, да и уже сложившуюся систему практически невозможно исправить. Об этом картина в том числе.

Кадр из фильма «Метод исключения»
Кадр из фильма «Метод исключения»

Если обратиться к достоверному корейскому названию, то корректное название ленты будет «Ничего не поделаешь», и, конечно, оно фильму подходит больше. Это кино и правда о неизбежности определенных процессов, сделанное просто прекрасно. Можно поздравить Пак Чхан-ука с такой сильной работой, к сожалению, обреченной на меньший международный успех, чем «Паразиты». А жаль.

Джиенбаев Даниил изображение профиля Джиенбаев Даниил
Главный редактор ФЛЭТЛУУПС.КУЛЬТУРА